|
umozak.ru
Исследовательский проект «Мой рост и мой вес в раздичных единицах измерения»
Текст этой презентации
Слайд 1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «МОЙ РОСТ И МОЙ ВЕС В РАЗЛИЧНЫХ ЕДИНИЦАХ ИЗМЕРЕНИЯ» Выполнила: Котова Лаура, 8 кл руководитель: Хуранова Л.Д
Слайд 2
Цель работы — знакомство с англо-американскими и старорусскими системами меры веса, длины, перевод из одних метрических единиц в другие.
Слайд 3
Можно измерять шагами.Можно измерять локтями.И линейкою, и веткой,Сантиметром и рулеткой.Папа говорил мне так:- Пусть нашей мерой будет шаг.Шаг муравьишки — миллиметр.Шаг у людей — примерно метр…- А километр? — воскликнул я.Отец сказал: — Ну, что ж,Стань великаном и, шутя,На километр ты шагнёшь.
Слайд 4
Международная система мер.
Система измерений является развитием метрической системы мер, которая была создана французскими учёными и впервые широко внедрена после Великой Французской революции. До введения метрической системы единицы выбирались случайно и независимо друг от друга.
Слайд 5
Поэтому пересчёт из одной единицы в другую был сложным. К тому же в разных местах применялись разные единицы, иногда с одинаковыми названиями. Метрическая система должна была стать удобной и единой системой мер и весов.
Международная система мер. Международная система мер.
1км = 1000м
1м = 100см
1дм = 10см 1см = 10мм
1 тонна = 1000кг
1кг = 1000г
Слайд 6
Старинные русские меры длины
Слайд 7
Старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего).1 вершок = 4 ногтя (по ширине — 1,1 см) Вершок равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. 1/4 пяди В современном исчислении — 4,44см.
Вершок
Слайд 8
АРШИН — старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.
Аршин
Слайд 9
Пословицы
Поговорки
1. «Нам с ним – не в версту стать!»
2. “Нужно укоротить на 3 пальца” 3. “Саженного роста”
4. “Семь пядей во лбу” 5. “Косая сажень в плечах”
6. «Пишешь аршинными буквами»
7. «Коломенская верста»
Слайд 10
Мой рост 150 см. Каков будет мой рост в старорусской системе мер?
150см = 1,5м
1,5 : 0,71 = 2,11аршин
Задача
Слайд 11
Старинные русские меры веса
Слайд 12
На Руси использовались в торговле следующие меры веса (старорусские): • берковец = 10 пудов • пуд = 40 фунтов = 16,38 кг • фунт (гривна) = 0,41 кг • лот = 3 золотника = 12,797 г • золотник = 4,27 г • доля = 0,044 г
Меры веса (массы)
Слайд 13
От латинского слова ‘pndus’ — вес, гиря. В современном исчислении 409,50 грамм
Фунт
Слайд 14
Равнялся 40 фунтам, сейчас — 16,38 кг. При взвешивании металлов пуд являлся как единицей измерения, так и счетной единицей.
П у д
Слайд 15
Пословицы
Поговорки
«Не фунт изюма».
«Найдется купец и на дырявый гарнец!» «Узнать почем фунт лиха»
»Зернышко пуд бережет». «Мал золотник, да дорог!» Семь пудов от роду.
Слайд 16
Мой вес 38,2 кг. Каков будет вес в старорусской системе мер?
38,2 : 16,38 = 2,33пуда
Задача
Слайд 17
После многолетних «метрических» прений с Европейским союзом по поводу использования своих обозначений меры веса и длины, Англия наконец-то отвоевала право сохранить у себя пинты, мили и унции. Стандартный американский и английский фунт равен 453,59237 граммов (точно), также используется название имперский фунт. В одном фунте 16 унций.
АНГЛИЙСКАЯ СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЙ
Слайд 18
Английская система мер.1 миля/mile = 1609,34м1 ярд/yard = 91,40см1 фут/foot = 30,48см1 дюйм/inch = 2,54см1 фунт/pound = 454гр1 унция/ounce = 28,34гр1 длинная тонна/long ton = 1016кг
Слайд 19
Задача
Мой рост 150 см, вес 38,2 кг. Каков будет мой рост и вес в английской системе мер?
150 : 30,48 = 4,92 фута 38,2 : 0,454 = 84,14 фунт
Слайд 20
Фамилия имя Рост
см Вес
кг Рост
аршин Вес
пуд Рост
фут Вес
фунт
Плиева В.В. 175 62 2,46 3,78 5,69 136,56
Анимукова М 147 41,5 2,06 2,53 4,82 91,49
Аскерова А 148 38,3 2,08 2,33 4,85 84,44
Бегидов Э 147 42,4 2,06 2,59 4,82 93,48
Кумахова Д 150 38,2 2,11 2,33 4,92 84,12
Мамбетов М 136 29,8 1,91 1,81 4,46 65,7
Накусов А 145 36,1 2,04 2,2 4,76 79,59
Насипова Д 133 41,8 1,87 2,55 4,36 92,15
Пестова А 150 39 2,11 2,24 4,92 85,98
Пшиготыжева И 156 47 2,19 2,86 5,12 103,6
Сонов С 150 49,2 2,11 3 4,92 108,5
Сычев И 132 25,9 1,86 1,59 4,33 57,1
Слайд 21
Хоконова Д 150 49 2,11 2,99 5,11 108
Темботов А 132 30 2,11 1,83 4,33 66,14
Шереужева А 147 38,5 2,06 2,35 4,82 84,88
Шомахов Л 146 32,9 2,05 2,01 4,49 72,53
Эльмурзаева З 154 36 2,17 2,19 5,05 79,37
Цай А 142 32 1,99 1,95 4,66 70,55
topslide.ru
Беседа мой рост мой вес для детей | Рост ребенка
МБОУ СОШ №52 г.Челябинска
Информация для родителей по лагерю – 2016г.
Лето – это пора самых продолжительных каникул, это целая эпоха в жизни каждого ребенка. Дети мечтают об интересном отдыхе, летних приключениях, встречах с новыми друзьями и задолго до окончания учебного года задумываются о том, где и как отдохнуть летом.
Городской оздоровительный лагерь Радужный будет работать с 1.06 по 27.06 (18 дней).
Ваши дети будут находиться в лагере с 9.00 до 15.00
В ГОЛ организовано двухразовое питание.
С 9.30 до 13.30 будут проходить культурно-массовые и оздоровительные мероприятия (планетарий, игровые программы, выход в театр, экскурсия по городу, бассейн)
14.30-15.00 прогулка и уход домой.
По вопросам ГОЛ можно обращаться к классным руководителям.
Количество мест ограничено, поэтому заявление нужно заполнить и передать классному руководителю до 1 апреля 2016 года.
в период летней оздоровительной кампании 2016.
1. Здравствуйт, лето!Здравствуй, лагерь!
2.Выход Сад Победы (открытие смены) День Здоровья
3.Народные подвижные игры
1.Выход в 18 школу (НХТ)
2.Беседа Я пешеход
3. Учимся сотрудничать занятия с элементами тренинга
5.Викторина Как правильно питаться летом?
6.Конкурс рисунков на асфальте
7.Концерт Дружба это и я
1.Беседа Витамины летом
2.Оформление отрядных уголков
3.Медосмотр Мой рост, мой вес
5.Конкурс рисунков Цветная радуга вкусных и полезных продуктов (Мосева)
6.Эвакуация по ГО и ЧС
1.Практическое занятие Наблюдение за дорожной обстановкой
2.Викторина Я участник дорожного движения
4.Беседа Если хочешь быть здоров ( Сильным, ловким вырастай ).
5.Марафон Мы – за здоровый образ жизни! .
6.Подвижные игры Чемпионат веселого мяча .
2.Игра на местности В поисках клада .
3.Конкурс рисунков и плакатов Незабываемый момент
4.Беседа Курить – здоровью вредить
5.Кинозал. Просмотр фильма по ПДД.
День музыки, театра и кино
1.Психологическое занятие Я умею понимать другого. Мы умеем действовать сообща
2.Музыкально — развлекательная игра До, ре, ми .
3.Инсценирование любимых песен или сказки Музыкальная пародия .
4.Беседа Здоровое питание
5. Развлекательная программа Цирковой дивертисмент
2.Спортивный рыцарский поединок Рыцарь 21 века .
Ханты-Мансийский район
27.09 Сегодня и. о. главы администрации Ханты-Мансийского района Руслан Ерышев провел заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
Актуальные темы
27.09 В 2016 году команда школьного лесничества «Муравей» средней школы д. Шапша приняла в 16-й раз участие в открытом окружном слете школьных лесничеств под девизом «Сохраним цветущий мир Югры», который проходил на базе «Добрино» в Ханты-Мансийском районе
Экология
27.09 И. о. главы администрации Ханты-Мансийского района Руслан Ерышев принял участие в заседании призывной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, состоявшемся сегодня под председательством главы региона Натальи Комаровой
Актуальные темы
27.09 В администрации Ханты-Мансийского района состоялось очередное заседание рабочей группы по внедрению успешных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства
Экономика
26.09 Профилактика вирусных заболеваний – ключевой вопрос сегодняшнего заседания межведомственной санитарно-противоэпидемической комиссии администрации Ханты-Мансийского района (СПЭК)
Здравоохранение
26.09 Юные кадеты Ханты-Мансийского района села Елизарово вернулись со Всероссийского слета активистов движения «Пост № 1», проходившего в Крыму в городе-герое Севастополе 20-22 сентября
Социальная сфера
23.09 Сегодня исполняющий обязанности главы администрации района Руслан Ерышев провел очередную рабочую встречу с руководителем ООО «Компания «Юг» Андреем Голубевым
ЖКХ
23.09 Представители департамента имущественных и земельных отношений администрации Ханты-Мансийского района приняли участие в очередном окружном совещании по вопросам предоставления многодетным семьям социальных выплат на приобретение жилья
Актуальные темы
Краеведы и спортсмены из лагеря «Березка»
— Программа деятельности лагеря имела краеведческо — спортивное направление.
В план оздоровления были включены следующие мероприятия: оптимальный распорядок дня; ежедневная утренняя зарядка; спортивные соревнования, подвижные игры на свежем воздухе; полноценное двухразовое питание с достаточным ежедневным количеством овощей и фруктов, витаминизация третьих блюд; постоянный контроль со стороны медработника Г. Кочетовой за состоянием здоровья детей и соблюдением ими личной гигиены; закаливание: солнечные и воздушные ванны, ходьба босиком по земле, прогулки и экскурсии по школьному парку.
Воспитанию здорового образа жизни способствовали тематические беседы и минутки здоровья на темы «Мы за ЗОЖ», «Мой рост и мой вес», «Правильное питание», «Мой режим дня», «Жизнь без вредных привычек», «Я и спорт , «Здоровый сон», «От чего зависит наше настроение?!» и т.д.
Была проведена работа по профилактике детского травматизма и безопасного поведения: инструктажи по ОБЖ, ППБ и ПДД; пятиминутки на темы «На улице, не в комнате – о том, ребята, помните!», «Правила поведения в столовой», «Я пешеход и пассажир», «Ты велосипедист», «Будь бдителен!»; День «Светофорных наук»; викторины «Знатоки ПДД» и «Внимание! Открытый водоём»; беседы по профилактике правонарушений «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Моё поведение»; практические занятия по эвакуации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций; практические игры «Мы пришли на водоём», «Где вода, там и беда».
Согласно плану работы лагеря прошли мероприятия — День светофорных наук, День «Друзья природы», Пушкинский день, День Олимпийца, День России, День сказки, День смеха, День музыки и кино, День книги, День «Русский фольклор», День народных традиций, День отваги и др. О каждом проведённом таком дне дети повествовали на страничках дневника лагеря и на школьном сайте. В общем, каждый день в лагере был наполнен открытиями и не шуточными страстями…
Гражданский патриотизм начинается с осознания своих истоков, любви к своей малой родине, поэтому программа предусматривала участие детей в краеведческих мероприятиях, связанных с изучением истории, природы, культуры родного края. Этому были посвящены такие мероприятия как викторины «Славится Тула своими героями», «История села», игра-Колесо истории «Знаем и любим свой край», презентации о народных умельцах Тульского края «Красивые эти руки и впрямь чудеса творят» и «Берёза России», Праздник русской берёзки и др.
На базе школьного краеведческого музея прошёл фольклорный праздник «Вечер в деревне», экскурсия «Великое прошлое моего села». Почтили память наших дедов и отцов, погибших в Великую Отечественную войну: подготовили выступление на митинг ко Дню Памяти и скорби, возложили цветы к обелиску. Проведена военно-спортивная игра «Зарница».
Приняли участие во Всероссийской акции «Воды России»: совершили экскурсию по природным достопримечательностям нашей реки Непрядва, а на плотине дети собирали мусор. В День «Друзья природы» воспитатели провели экскурсию по нашему школьному парку, в ходе которой ребята узнали о том, какую пользу приносит каждое деревце и кустарник, а в конце экскурсии все угадывали лекарственные растения, учились изготавливать гербарий.
Массу положительных эмоций и впечатлений произвёл на детей однодневный поход по маршруту: с. Непрядва – д. Барановка по течению реки Непрядвы. Дети не только любовались красотой природы нашей местности, но и изучали её, проводили наблюдения, открывали новые странички из истории близ лежащих сёл и деревень. Воспитатели рассказали о том, какой протяжённостью была д.Барановка, почти доходила до соседнего села Богоявленка, которого уже тоже практически нет. О том, как дружно и весело трудились и отдыхали здесь жители…
На реке увидели ряску – крошечное растеньице, плавающее на поверхности воды, рогоз, а также дерево, поваленное бобрами. Расположившись на огромном лугу, усыпанном цветами и клубникой, рассматривали растения нашей местности: медуницу, чабрец, зверобой, хвощ полевой, лебеду, ромашку, донник жёлтый, гвоздику травянку и др. Узнали их лечебные свойства, говорили о разумном отношении и правильном поведении на природе. Кроме этого загорали, бегали, придумывали всякие игры. К обеду счастливые и довольные вернулись в лагерь.
Благодаря сотрудничеству школ района, наши ребята совершили путешествие в д. Дворики на концерт творческого коллектива студии романса «Очарование» ДК «Косогорец» г.Тулы, посвящённый 215-ти летию со дня рождения великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина. Во время концерта состоялась творческая встреча с современной тульской поэтессой Галиной Афонской. В подарок нашей школе были переданы её поэтический сборник «Ясная Поляна» и медиативная лирика «Регина».
Так же посетили школьный историко-краеведческий музей Двориковской школы, где узнали много нового и полезного о родном крае.
Спасибо за приглашение и тёплый приём директору школы Е. Ишуниной и всем работникам Двориковской школы.
С целью анализа удовлетворённости работой лагеря ребятам была предложена анкета. Результаты следующие:
— самыми интересными 50% детей считают игровые программы, интеллектуальные игры; 40% — спортивные мероприятия; 60% — походы, экскурсии; 20% — просмотр мультфильмов;
— среди мероприятий, проводимых в лагере, дети отмечают День смеха, День туриста, Зарницу, День Олимпийца, День музыки и кино;
— хорошие и добрые воспитатели – 100%;
— питание, организованное в лагере – разнообразное и кормят очень вкусно – 100%.
Благодаря трудоёмкой и творческой работе всех сотрудников, работа лагеря, направленная на организацию оздоровления, отдыха, досуга детей, на создание условий для физического, духовного и интеллектуального развития каждого ребёнка, успешно выполнена.
Счастливых, беззаботных и безопасных вам каникул, ребята.
Источники: http://mou52.chel-edu.ru/leto/letnyaya-ozdorovitelnaya-kampaniya/, http://www.hmrn.ru/raion/socs/recreation/pasporta_lagerey_s_dnevnym_prebyvaniem/%25D0%25A1%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BD%25D1%258B%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25BE%2520—%2520%25D1%2581.%2520%25D0%259A%25D1%258B%25D1%2588%25D0%25B8%25D0%25BA.doc, http://vilvolovo.ru/news29404
Комментариев пока нет!
orebenkah.ru
Узнай свой индекс массы тела
Как узнать, есть ли необходимость в похудении? Причем необходимость не только эстетическая, ведь ощущение худобы у каждого свое, и оно достаточно субъективно, а скорее, оздоровительная.Потому что лишний вес – это серьезная нагрузка на суставы и сердце. Чтобы узнать наверняка, стоит ли вам худеть, определите индекс массы тела, который обычно называют ИМТ (для краткости).
Этот параметр был выведен Адольфом Кетеле, бельгийским ученым, в 1869 году и по сей день считается основным показателем соответствия роста человека и его массы.
Формула его подсчета проста:
ИМТ — это вес (в кг), разделенный на рост в квадрате (в м).
Так, для человека с весом 72 кг и ростом 163 см, индекс массы тела будет составлять:
ИМТ: 72/(1,63×1,63)= 27, 01.
Посмотрите на картинку. Она наглядно показывает, что нормальный вес – это ИМТ не больше 24,9. В этом случае риск получить проблемы с сердцем и сосудами сводится к минимуму. Если же ИМТ больше 29,9,то это означает не просто лишние килограммы, но и высокую вероятность приобрести заболевания сердечно-сосудистой системы.
Однако определение индекса массы тела целесообразно не во всех случаях. К примеру, его не определяют у детей и пожилых людей, у профессиональных спортсменов (доля мышечной массы которых слишком высока) и беременных, а также кормящих женщин. ИМТ у детей определяется по другим диаграммам, а норму веса для кормящих и беременных женщин подскажет врач.
А какой у Вас индекс массы тела? Напишите в комментариях.
Похожие записи
net-cellulitu.ru
Таблица идеального соотношения роста и веса
Многие путают два понятия о весе – «здоровый» и «идеальный». По поводу идеального веса постоянно ведутся дискуссии. Кто-то считает, что идеальным весом обладают только модели, а кому важна цифра на весах.Так какой он «идеальный» вес?
Так уж вышло, что не человеку решать, какой у него будет вес. Это заложено природой. Излишки жировой ткани появляются у тех, кто к этому расположен по природе.
Здоровым вес человека считается, если при определенном количестве килограмм, организм прибывает в нормальном состоянии и не испытывает нагрузок. А вот если имеются излишки, то сразу же и появляются проблемы со здоровьем, а именно заболевания сердечнососудистой системы, меняется гормональный фон и много других неприятных моментов.
В настоящее время понятие идеального веса очень размыто. Из многих источников гласят, что идеальный вес может быть только у худых или же у чрезмерно худых женщин. Навязывается и то, что нужно равняться на звезд, моделей с таким телосложением.
Мнения людей делятся на две противоположные стороны весов. Представители первой считают, чем меньше вес, тем он и идеальнее. Другие же не обращают внимания на цифру на весах и спокойно живут с излишним весом, при этом, не понимая, что вредят сами себе.
Специалистами разработана таблица с рекомендуемыми соотношениями роста и веса, она поможет при похудении или же наборе нужного количества килограмм.
Необходимо придерживаться правильного соотношения роста и веса. Это поможет не только чувствовать себя красивой, но также поможет избежать серьезных проблем со здоровьем.
Но самое главное не загонять себя в определенные рамки. Не стоит гнаться и верить тому, что пытаются навязать средства массовой информации. Нужно любить себя, не обращая внимания на цифры на весах. Будьте уверены, что вы красивы с любым весом.
Похожие статьи
22.05.2018 / 10:28
Татьяна
dieta-prosto.ru
Мой рост и вес в разных единицах измерения.
Транскрипт
1 Районный конкурс исследовательских работ и проектов детей младшего и среднего школьного возраста «За страницами учебника» Мой рост и вес в разных единицах измерения. Автор: Савицкий Александр, учащийся 5 класса МОУ «Умыганская СОШ» Руководитель: Побойко Ольга Павловна, учитель математики первой квалификационной категории МОУ «Умыганская СОШ» г. Тулун, 2012 год 1
2 ПЛАН: Введение..2-3 Глава 1. Историческая справка 1. Единицы измерений разных народов и Древней Руси 4-10 Глава 2. Любопытные измерения Заключение.14 Приложение Литература 18 2
3 Введение Изучение почти любого предмета в школе предполагает хорошие знания математики, и без нее нельзя освоить эти предметы. Может показаться, что на уроках истории, рисования, физкультуры и труда математика не нужна. Но это неверно. И на этих уроках мы встречаемся с разного рода вычислениями и измерениями, слышим названия единиц измерения и не всегда понимаем, о чем говорит учитель. Поэтому в моей работе собраны сведения о единицах измерения разных народов, в том числе и единицах измерения в Древней Руси, а так же задачи с использованием единиц измерения. Для этого мне пришлось посетить школьную и сельскую библиотеки и найти материал для создания своей работы. Просматривая материалы в книгах, газетах, я убедился, что данных для исследовательской работы недостаточно и тогда я обратился к помощи INTERNET. Наконец, у меня появилось достаточно материала для создания моей работы. Данная работа оказалась на редкость интересной для меня лично. Я узнал много нового о единицах измерения Древней Руси, их простоте и, одновременно, сложности, о культурно- исторических объектах и пр. Но не только новая информация открылась мне. Я научился выражать одни единицы измерения через другие, что позволило составлять занимательные задачи по тексту газет и книг, литературных произведений. Таким образом, данная работа помогла мне приобрести новые знания и навыки в составлении задач с разными единицами измерения и переводить одни единицы через другие. Надеюсь, что моя работа окажется интересной и нужной не только для меня и моих одноклассников, но и для школьников и учителей всей страны. 3
4 Исходя, из этого актуальность моего исследования обусловлена развитием математического мышления, основываясь на единицах измерения разных народов и в Древней Руси. Объект моего изучения- единицы измерения разных народов и в Древней Руси Цель моего исследования более глубоко изучить и исследовать единицы измерения в Древней Руси. Обозначенная цель требует решение следующих задач: 1. Собрать материалы и изучить литературу по данной теме. 2. Составить таблицу данных с использованием единиц измерения Древней Руси. Гипотеза Изучение исторических корней понятий единиц измерения разных народов и в Древней Руси способствует развитию знаний и представлений учеников об истории своей страны, повышает интерес к изучению математики и других предметов. Методы исследования: анализ литературы; беседы сбор данных. Новизна исследования: поиск математических представлений у учеников о мерах измерения разных народов и в Древней Руси и развитие интереса к изучению истории своей страны. Практическая значимость работы заключается в том, что использование старинных единиц измерения в решении практических задач, способствует повышению интереса к изучению математики у учеников, учителей, родителей. Возможность использования банка задач на уроках, факультативах и т.д. 4
5 Глава I. Историческая справка мера, измерительный инструмент и от др. греч. мысль, причина) наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Предметом метрологии является извлечение количественной информации о свойствах объектов с заданной точностью и достоверностью. Средством метрологии является совокупность измерений и метрологических стандартов, обеспечивающих требуемую точность. мера, измерительный инструмент) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объёма, веса в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название. Задача исторической метрологии выяснение соотношений между единицами и их выражение в современных единицах, а также изучение происхождения названий единиц. Историческая метрология необходима при изучении истории экономики и права, материальной культуры и контактов между народами, т.к. развитие систем единиц обусловлено ростом производительных сил и сопутствует расширению международных связей. В литературных произведениях, в устном народном творчестве мы часто встречаем такие выражения: -Слышно за версту. -Бешеной собаке семь вёрст не крюк. -Косая сажень в плечах. -Мерить всех на свой аршин. -От горшка два вершка. -Сто пудов. -Семь пядей во лбу. -Мал золотник, да дорог. -Идти семимильными шагами. 5
6 -Узнать, почём фунт лиха. -Ни пяди земли (не уступить). Понять, что они означают, нам поможет историческая метрология. В старинных советах и рецептах часто встречаются меры, сейчас основательно забытые. Чтобы облегчить читателям пользование такими материалами, привожу соотношение старых русских и современных мер. В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок древний, но уже мыслящий попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу, время. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения длины. Например, строители египетских пирамид эталоном длины считали локоть (расстояние от локтя до конца среднего пальца), древние арабы волос из ослиной морды, англичане до сих пор пользуются королевским футом (в переводе с английского фут означает нога), равным длине ступни короля. Длина фута была уточнена с введением такой единицы длины как шток. Это длина ступней 16 человек, выходящих из храма от заутрени в воскресенье. Деля длину штока на 16 равных частей, получали среднюю длину ступни, ибо из церкви выходили люди разного роста. Длина фута стала ровняться 30,48 см. Английский ярд тоже связан с размерами человеческого тела. Эта мера длины была введена королем Эдгаром и равнялась расстоянию от кончика носа его величества до кончика среднего пальца вытянутой в сторону руки. Как только сменился король, ярд удлинился, так как новый монарх был более крупного телосложения. Такие изменения длины внесли большую путаницу, поэтому король Генрих 1 узаконил постоянный ярд и приказал изготовить из вяза эталон. Этим ярдом в Англии пользуются до сих пор (длина его равна 0,9144 м). Для измерения небольших длин употреблялась длина сустава большого пальца (в переводе с голландского дюйм означает большой палец). Длина дюйма в Англии была уточнена и стала ровняться длине трех ячменных зерен, вынутых из средней части колоса и поставленных друг к другу своими концами. Из английских повестей и рассказов известно, что крестьяне часто определяли высоту лошадей ладонями. 6
7 В программе Олимпийских игр Древней Эллады был бег на стадию. Установлено, что греческая стадия (или стадий) это длина стадиона в Олимпии 192,27 м. Эта мера была введена в Вавилоне, а затем перешла к грекам. За стадий принимали расстояние, которое человек проходит спокойным шагом за промежуток времени от появления первого луча солнца, при его восходе, до момента, когда солнечный диск целиком окажется над горизонтом. Это время приблизительно равно двум минутам. Почти у всех народов расстояние измерялось шагами, но для измерения полей и других больших расстояний шаг был слишком малой мерой, поэтому была введена мера трость или двойной шаг, а затем и двойная трость, или перша. В морском деле трость называлась штоком. В Англии была и такая мера, как хорошая палка пахаря, длина которой футов. В Риме вводится мера равная тысяче двойных шагов, получившая название миля (от слова милле, милиа тысяча). У наших предков были и весьма любопытные способы измерения. У славян была такая мера длины, как вержение камня бросок камнем, перестрел расстояние, которое пролетала стрела, выпущенная из лука. Расстояния измерялись и так: Печенегия отстояла от хазар на пять дней пути, от алан на шесть дней, от Руси на один день, от мадьяр на четыре дня и от болгар дунайских на полдня пути. В старинных грамотах о пожаловании земли можно прочитать: От погоста во все стороны на бычачий рев, это значило на расстояния с которых еще слышен рев быка. Подобные меры были и у других народов коровий крик, петушиный крик. Мерой служило и время пока закипит котел воды. Эстонские моряки говорили, что до берега еще три трубки (время затраченное на выкуривание трубок). Пушечный выстрел тоже мера расстояния. Когда в Японии еще не знали подков для лошадей и обували их соломенными подошвами, появилась мера соломенный башмак расстояние, на котором этот башмак изнашивался. В Испании известна мера расстояния сигара: путь, который может пройти человек, куря сигару. В Сибири в стародавние времена употреблялась мера расстояния бука. Это расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка. Три основных древнерусские меры длины носят названия частей тела. Меньшая мера малая пядь является расстоянием между раздвинутым большим и указательным пальцами и соответствует 19 см; большая пядь расстояние между большим пальцем и мизинцем около см (отсюда название икон, имеющих в ширину 19 или 23 см, «пядницы»). Большая часть кирпичей XII века имеют ширину также пядь в 19 см. Локоть есть расстояние от локтевого сочленения до концов вытянутых и соответствует двум большим пядям; и эта единица измерения имела свой вариант локоть со сжатыми пальцами, размером в две малые пяди. Такова обычная ширина холста, чрезвычайно устойчивая и повсеместная, идущая из глубокой древности. 7
8 Единица сажень это, расстояние от ступни до кона вытянутой верх руки (примерно 215 см) при росте см. Величина другого вида этой единицы измерения, так называемой простой саженей, определена историками при помощи надписи на Тмутараканском камне, содержащей сведения о промере ширины Керченского пролива. Она составляет расстояние между большими пальцами рук человека среднего роста, вытянутых в стороны. При последовательном делении ее на 4 и на 8 получаются известные уже нам малые локоть и пядь. По видимому, простая сажень предшествовала обыкновенной, трехаршинной. Для определения больших расстояний в Древней Руси существовала верста, или поприще. Все эти термины: пядь, локоть, сажень, верста, поприще встречаются уже в XI XII вв. Мера длинны, как и другие меры не отличались устойчивостью и в период феодальной раздробленности в России колебались от одного княжества к другому, а вместе с тем изменялись во времени. У римлян мерой земляных участков был югер (от югум ярмо). Это участок земли, вспахиваемый за день двумя волами, впряженными в деревянное ярмо. На Руси существовали свои измерения. Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень. Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца и равнялась половине английского ярда. Название сажень происходит происходит от словянскаго слова сяг шаг. Сначала оно означало расстояние, на которое можно шагнуть. Затем стали различать сажени маховую, косую, казенную, мерную, большую, греческую, церковную, царскую, морскую, трубную. Этой мерили только длину труб на соляных промыслах. Маховая или мерная сажень расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых рук (176 см). Сажень простая (152 см) расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой. Сажень косая (248 см) расстояние между подошвой левой ноги и концом среднего пальца вытянутой вверх правой руки. Небольшие расстояния на Руси измерялись четвертями, пядями и аршинами. Четверть расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами, пядь расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении. Четыре четверти составляли аршин, который, в свою очередь, трижды вмещался в косую сажень. Мера длины, равная 0,1 дюйма, называлась линией (очевидно, потому, что ее можно было отложить при помощи линейки). К наиболее мелким старинным русским мерам длины относится точка, равная 0,1 линии. Возможно, отсюда появилось слово точность. Для измерения больших расстояний в древности была введена мера, называемая поприще, а затем взамен ее появляется верста. Название это происходит от 8
9 слова вертеть, которое в начале означало поворот плуга, а потом ряд, расстояние от одного до другого поворота плуга при пахоте. Длина версты в разное время была различной от 500 до 750 саженей. Да и верст-то было не одна, а две: путевая ею измеряли расстояние пути и межевая ею мерили земельные участки. Сводная таблица линейных мер Сажень 3 аршина 2,143 м 7 футов 213,4 см. Аршин 16 вершков -71,1 см. Вершок 1,75 дюйма 4,445 см. два верхних сустава пальца Фут 12 дюймов 30,48 см. Дюйм 10 линий 2,54 см. ширина большого пальца Линия 2,54 мм. Локоть расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтя (от 38 до 46 см) Пядь между вытянутым большим и указательным пальцем руки (от 19до 23 см), максимальное расстояние от большого пальца до мизинца; Малая пядь 19 см Большая пядь между большим и мизинцем Пядь с кувырком к малой пяди еще 2-3 сустава указательного пальца Ладонь ширина ладони со сведенными пальцами; эта единица до сих пор применяется в Англии для измерения высоты лошадей; Древнейшей единицей массы (веса) была гривна, или гривенка, позже получившая название фунт. Русский фунт (400г) был меньше английского (454г). Фунт, как и пуд, происходит от латинского корня и обозначает вес, тяжесть. Фунт подразделялся на 96 золотников, а золотник на 96 долей. Помимо торгового фунта, употреблялся аптекарский фунт, который делился на 12 унций. Более крупными единицами веса был пуд, равный 40 фунтам, и берковец, равный 10 пудам. Берковец происходит от слова беркун большая плетеная корзина, короб для подноски корма скоту, для переноски сена, соломы. Сходное происхождение имеет слово тонна, оно происходит от английского тун бочка. В старину у многих народов мера веса часто совпадала с мерой стоимости товара, так как деньги выражались в весе серебра и золота. Так, в Вавилоне денежная 9
10 единица щекель, а в Риме асс были и единицами веса. Таково же происхождение и английской денежной единицы фунт стерлингов. Древнейшей единицей веса и денежного счета на Руси, видимо, была гривна. Ее вес был 409,5 г. Предполагают, что гривна от слова грива : по количеству серебра гривна равнялась стоимости коня. Различались гривны кунные, серебряные и золотые. Кунные готовились из низкопробного серебра и стоили в четверо дешевле настоящих серебряных. Золотая гривна была в 12,5 раз дороже серебряной. Позднее гривну стали рубить пополам на гривенки и новый слиток в половину денежной гривны назвали рублем. Рубль (очевидно от слова рубить ) стал основной денежной единицей на Руси. Единица аптекарского веса до последнего времени называлась граном, что значит зерно. Единицей массы драгоценных камней и жемчуга является карат вес семени одного из видов бобов равный 0,2 г. С XVIII в. в России употреблялся нюрнбергский или аптекарский фунт, равный римской либре в 84 золотника. При этом фунт был равен 12 унциям, унция восьми драхмам, драхма трем скрупулам, скрупул 20 гранам (зернам). Масса грана =1/16 грамма. Интересно, что на севере России и в Сибири безмен был не только весами, но и единицей веса (массы): так называли вес 2,5 фунта икры, рыбы, хмеля. Точно так же не известен первоначальный вес пуда и берковца. В последствии установились соотношения: 1 берковец = 10 пудам, 1 пуд = 40 фунтам, т. е. 16,4 кг. Сводная таблица мер веса Кадь = 12(14) пудам; Четверть = 2 осьминам = 3 пудам; Берковец 10 пудов 163,8 кг. Пуд 40 фунтов 16,38 кг. Фунт 32 лота 410 г. Лот 3 золотника-12,7.97 г. Золотник 96 долей 4,266 г. Доля 4,44 миллиграмма. Унция 8 драхм 29,896 г. Драхма- 3,737 г. Из вышеизложенного видно, что соотношения между единицами мер были самые разнообразные. У всех народов складывалась сложная и запутанная система мер. Каждое, даже самое маленькое государство, каждый хоть немного самостоятельный народ, каждый город стремились измерять своими мерами. Это вносило большую неразбериху при учете 10
11 ценностей и особенно в торговле. С развитием торговых отношений между иностранными государствами потребовалось создание эталонов. В разные века предпринимались попытки ввести эталоны. За это время система мер претерпела множество изменений. В настоящее время в России действует ГОСТ , предписывающий обязательное использование системы СИ. В нем перечислены единицы измерения, приведены их русские и международные названия и установлены правила их применения. Система СИ основана на метрической системе мер, которая была создана французскими учеными и впервые была широко внедрена после Великой Французской революции. До введения метрической системы, единицы измерения выбирались случайно и независимо друг от друга. Поэтому пересчет из одной единицы измерения в другую был сложным. К тому же в разных местах применялись разные единицы измерения, иногда с одинаковыми названиями. Метрическая система должна была стать удобной и единой системой мер и весов. В 1799 г. были утверждены два эталона для единицы измерения длины (метр) и для единицы измерения веса (килограмм). В 1960 собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц (СИ). С1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства. В настоящее время система СИ принята в качестве законной системы единиц измерения большинством стран мира и почти всегда используется в области науки (даже в тех странах, которые не приняли СИ). 11
12 Глава II. Любопытные измерения. Для своих любопытных измерений я создал базу данных из близкого окружения людей: родственники, друзья, одноклассники. п/п ФИО участников исследования Рост (см) Вес (кг) 1. Савицкий Александр Владимирович (автор работы) Савицкая Вера Алексеевна (мама) Савицкий Владимир Николаевич (папа) Савицкий Алексей Владимирович (брат) Радионов Егор Владимирович (друг) Шведов Антон Викторович (двоюродный брат) Шведов Алексей Викторович (двоюродный брат) Хомченко Илья Андреевич (друг) Алгазина Ксения Андреевна (одноклассница) Гордеев Владимир Вячеславович (одноклассник) Казакова Любовь Александровна (одноклассница) Ларченко Ксения Олеговна (одноклассница) Крушевская Фаина Викторовна (одноклассница) Заворотная Ольга Валерьевна (одноклассница) Дружинин Никита Алексеевич (друг) Асташеня Кирилл Денисович (друг) Единицы длины ЗАДАЧА 1. В известном всем советском мульфильме удава мерили в попугаях. Почему бы и нам не воспользоваться этой единицей измерения? В сети Интернет мы нашли информацию о том, что длина тела австралийского попугая корелла вместе с хвостом 30см, длина волнистого попугайчика- 18см, длина самого распространенного попугая 24см, а длина крупного воскоклювого попугая достигает 55см. Таким образом, средняя длина попугая 32см. Мы пересчитали рост всех участников нашего исследования в попугаях. п/п Ф И О участника Рост (см) Рост (в попугаях) 1. Савицкий Александр Владимирович (автор работы) 150 4, Савицкая Вера Алексеевна (мама) 170 5, Савицкий Владимир Николаевич (папа) 149 5, Савицкий Алексей Владимирович (брат) 190 5, Радионов Егор Владимирович (друг) 184 4, Шведов Антон Викторович (двоюродный брат) 186 5, Шведов Алексей Викторович (двоюродный брат) 176 5, Хомченко Илья Андреевич (друг) 149 4, Алгазина Ксения Андреевна (одноклассница) 156 4,9 5 12
13 10. Гордеев Владимир Вячеславович (одноклассник) 141 4, Казакова Любовь Александровна (одноклассница) 131 4, Ларченко Ксения Олеговна (одноклассница) 145 4, Крушевская Фаина Викторовна (одноклассница) 154 4, Заворотная Ольга Валерьевна (одноклассница) 155 4, Дружинин Никита Алексеевич (друг) 152 4, Асташеня Кирилл Денисович (друг) 119 3,7 4 ЗАДАЧА 2. Основываясь на наших рассуждениях, мы можем ответить на вопрос,звучавший в мультфильме: Какой длины всё-таки удав, если его мерили в попугаях? РЕШЕНИЕ: см 12м 16см ЗАДАЧА 3. Рост участников исследования женского пола в «Дюймовочках». Дюйм- 2,54см п/п Ф И О участника Рост (см) 1. Савицкая Вера Алексеевна (мама) , Алгазина Ксения Андреевна (одноклассница) , Казакова Любовь Александровна(одноклассница) , Ларченко Ксения Олеговна(одноклассница) , Крушевская Фаина Викторовна(одноклассница) , Заворотная Ольга Валерьевна(одноклассница) Рост (в «дюймовочках») ЗАДАЧА 4. Рост участников исследования мужского пола в «Мальчиках с пальчиках». В сказке нет объяснения чему конкретно равен рост мальчика с пальчика. Только говорится, что его рост был не меньше пальчика. И даже не указано какого именно. Я воспользовался своими пальцами левой руки и нашел среднюю величину своего пальца. Результат: средняя длина моего пальца 6см. Исходя из этого и заполним таблицу: п/п Ф И О участника 13 Рост (см) Рост (в «мальчиках с пальчиках») 1. Савицкий Александр Владимирович(автор работы) Савицкий Владимир Николаевич(папа) ,8 25
14 3. Савицкий Алексей Владимирович (брат) , Радионов Егор Владимирович (друг) , Шведов Антон Викторович (двоюродный брат) Шведов Алексей Викторович (двоюродный брат) , Хомченко Илья Андреевич (друг) , Гордеев Владимир Вячеславович (одноклассник) , Дружинин Никита Алексеевич (друг) , Асташеня Кирилл Денисович (друг) ,8 20 Единицы массы (веса) ЗАДАЧА 1. Пуд 16,38кг Фунт- 410г п/п Ф И О участника Вес (кг) Вес (в пудах) 1. Савицкий Александр Владимирович 39 2,38 95,12 2. Савицкая Вера Алексеевна 76 4,64 185,37 3. Савицкий Владимир Николаевич 92 5,62 224,39 4. Савицкий Алексей Владимирович 84 5,13 204,88 5. Радионов Егор Владимирович 41 2, Шведов Антон Викторович 80 4,88 195,12 7. Шведов Алексей Викторович 78 4,76 190,24 8. Хомченко Илья Андреевич 37 2,26 90,24 9. Алгазина Ксения Андреевна 32 1,95 78, Гордеев Владимир Вячеславович 35 2,14 85, Казакова Любовь Александровна 32 1,95 78, Ларченко Ксения Олеговна 32 1,95 78, Крушевская Фаина Викторовна 58 3,54 141, Заворотная Ольга Валерьевна 42 2,56 102, Дружинин Никита Алексеевич 29 1,77 70, Асташеня Кирилл Денисович 25 1,53 60,98 Вес ( фунтах) ЗАДАЧА 2. Себя я подверг более тщательному исследованию. Измерил: свой рост в вершках, в футах, в аршинах, в дюймах, в пядях свой вес в фунтах, в пудах, в золотниках свою маховую сажень = см, свою большую пядь = см, свой локоть = см, свой вершок = см, свой дюйм = см. 14
15 Заключение В результате проделанной работы мною были выполнены задачи: 1) Изучил литература по данному вопросу. 2) Научился использовать описанные единицы измерения в решении задач 3) Подготовил выступление перед своими одноклассниками Работая над этой темой, мне удалось узнать много интересной информации, я научился использовать старинные российские меры длины, меры веса, узнал много исторических фактов и о том, что математика средневековой Сибири развивалась, прежде всего, как наука купцов, строителей, художников, военных инженеров, чиновников, мастеров. Математика была нужна им как способ решения достаточно простых задач, встречавшихся в их хозяйственной или практической деятельности. Я использовал старинные российские меры длины и меры веса в составлении и решении банка задач. Я считаю, что каждому изучающему математику нужно познакомиться с решением этих интересных задач, потому что знать историю своей страны важно для настоящих и будущих поколений нашей РОДИНЫ- России. 15
16 Приложение Задание 1. Перед вами отрывки из литературных произведений, ваша задача вставить правильно слово, либо объяснить выделенное слово. А.С.Пушкин Царь Салтан с женой простяся На добра коня садяся, Ей наказывал себя, Поберечь его любя. Между тем как он далеко Бьется долго и жестоко, Наступает срок родин, Сына бог им дал в Н.А.Некрасов Вижу один островок небольшой Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; Уж под ними осталось меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину. Русская сказка «Бой на калиновом мосту» Выезжает Чудо-Юдо шестиглавый змей, как дыхнет на все стороны на три версты все огнем пожег А.С.Пушкин «Зимняя дорога» Ни огня, ни черной хаты Глушь и снег навстречу мне. Только полосаты Попадаются одне. П.П.Ершов «Конек горбунок». По исходе же трех дней, Двух рожу тебе парней Да таких, каких поныне Не бывало и в помине, Да еще рожу конька, ростом только в три вершка На спине с двумя горбами, да с аршинными ушами А.С.Пушкин Царь девица, так, что диво Это вовсе не красиво: И бледна то и тонка, Чай в обхват то П.П.Ершов «Конек горбунок» Горбунок летит, как ветер, И почти на первый вечер аршин 0.7 * 2 = 1,4м 2 3 км Версты Рост 1,32 м Уши 0,7 м Три вершка Расстояние км 16
17 Верст сто тысяч отмахал, И нигде не отдыхал. Былина «Алеша Попович и Тугарин» Гей вы еси, удалы, добры молодцы. Видел я Тугарина Змеевича. В вышину ли он, Тугарин, трех сажень. Промежду глаз калена стрела. Конь под ним как лютый зверь. Рост 6,4 м ЗАДАНИЕ 2. Пронумеруйте русские меры длины в порядке их возрастания: большая пядь дюйм палец ладонь пядь с кувырком фут маховая сажень малая пядь ЗАДАНИЕ 3. Установите соотношение древнерусских мер веса и объема: Кадь = пудам Золотник = граммам пуд = фунтам фунт = граммам пуд = килограммам ЗАДАНИЕ 4. Измерьте: свой рост в вершках, в футах, в аршинах, в дюймах, в пядях свой вес в фунтах, в пудах, в золотниках свою маховую сажень = см, свою большую пядь = см, свой локоть = см, свой вершок = см, свой дюйм = см, Сравните свои результаты с результатами других и скажите, чем были удобны и неудобны древние меры длины. ЗАДАНИЕ 5. 17
18 Такие задачи решали наши прабабушки и прадедушки в начале XX века. Попробуйте и вы. 1. Длина бревна 5 аршин. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному аршину. За сколько минут будет распилено все бревно? 2. Канат длиной 11 аршин рабочие разрезали на 2 части так, что в одной оказалось столько вершков, сколько в другом дюймов. Какой длины получился каждый кусок каната? 3. Никита добежал от дома до школы за 15 секунд, отмахивая по 1 сажени и 2 аршина в секунду. Сколько времени понадобится червячку, чтобы проползти это же расстояние, если в минуту он может продвинуться лишь на 1 фут? 4. Для приготовления микстуры аптекарю нужно 4 золотника растительного сырья на 1 штоф лекарства. Сколько фунтов сырья нужно для приготовления 1636 бутылок микстуры? 5. Ест как птичка говорят о человек, который мало ест. А так ли это? Вот пример: воробей весом в 20 золотников за день съедает такое количество червей, что, если их выложить в одну линию, то получилась бы дорожка длиной в 2 сажени. Сколько же еды нужно воробью в сутки? (Каждый червяк весит? золотника и имеет длину 1 дюйм.) ЗАДАНИЕ 6. В пословицы и поговорки вставьте пропущенные слова, обозначающие единицы измерений. Семь во лбу. в плечах. Коломенская. проглотил. От горшка два. Для друга и семь не околица. Мал да дорог. Вместе соли съесть. Узнать, почем лиха. Мелкая. 18
19 Список использованной литературы (источников) 1. ВиленкинН.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С — Математика 5: учеб. для общеобразоват. учреждений, М.: Мнемозина, Депман И.Я, Возникновение системы мер и способов измерения величин. М., Кузнецов С.К. Древнерусская метрология. Молмыж Нагибин Ф.Ф., Канин Е.Е. Математическая шкатулка. М.: Просвещение, Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. М., Рыбаков Б.А. Русские системы мер длины Х1-ХУ веков. Советская этнография, 1949 г., Сайт фестиваля педагогических идей — открытый урок 8. Приложение к газете «1 сентября- Математика»
docplayer.ru