История развития плавания — SportWiki энциклопедия

Плавание появилось на заре развития человеческого общества и развивалось благодаря своей прикладной и военно-прикладной ценности. Реки и озера, вблизи которых расселялись первобытные люди, были источниками добывания пищи, служили удобными путями сообщения и обмена между племенами. Находки археологов, историков, древние папирусы, наскальная живопись и другие источники свидетельствуют о том, что задолго до новой эры люди умели плавать и нырять. Умение плавать люди ценили всегда.

В одной из первых книг по плаванию (1808) Т. Мельхесидек отмечает: «Все земные народы, почитая ремесло плавателя, не столько способностью, естественно свойственной человеку, а как настоящее искусство, тщательно старались научить оному детей своих с самого младенчества».

О планомерном обучении плаванию свидетельствует также древний египетский папирус, в котором знатный египтянин с гордостью сообщает, что он обучался плаванию вместе с детьми фараона. Поддерживающим средством для обучения плаванию в Древнем Египте служили высушенные тыквы. На папирусе, написанном за 3 400 лет до н.э., дана характеристика движений спортсмена, плывущего брассом.

Источниками сведений о распространении плавания в странах Древнего Востока служат рисунки, надписи, изображения на камне, скульптуры и другие памятники материальной культуры. Плавание было широко распространено в Древнем Египте, расположенном в долине реки Нил, богатой сетью каналов и водоемов, по которым осуществлялась торговля с другими странами. Фреска на одной из гробниц Древнего Египта изображает соревнования между пловцами. Плавание использовалось не только в хозяйственной деятельности, но и в военных целях. Надпись на стенах храма Рамзеса II, относящаяся к 1250 г. до н.э., повествует о том, что египетские войска в сражении потеснили азиатов-хеттов под крепостью Кадеш и сбросили их в реку Оронт. На рисунке один из воинов плывет способом, похожим на кроль, выполняя попеременные гребки двумя руками.

Навыками плавания владели также и женщины. Во многих музеях мира есть художественно выполненные древнеегипетские туалетные коробочки и ложечки для жертвоприношений в виде плывущей девушки, держащей в вытянутых руках чашу в форме цветка лотоса.

Другой высокоразвитой страной Древнего Востока была Ассирия. Представители этой воинственной страны оставили ряд барельефов на камне, изображающих применение плавания в мирной и военной обстановке.

Наивысшее развитие плавание получило в Древней Греции, часть населения которой проживала на берегах и островах теплого Эгейского моря. Такое географическое расположение страны способствовало развитию мореплавания и создавало широкие возможности для применения его в хозяйственной и военной деятельности.

Среди физических упражнений и прикладных навыков, популярных в Древней Греции, плавание занимало одно из первых мест. Оно принадлежало к наиболее распространенным гигиеническим мерам в Древней Греции и называлось «приготовлением к обеду».

Греческий общественный деятель Солон предписывал в процессе воспитания юношества наряду с чтением и письмом обращать особое внимание на плавание. Его изречение «он не умеет ни плавать, ни читать» применялось для характеристики некультурного человека. О развитии плавания свидетельствует и греческий героический эпос, мифы и сказания. Так, гомеровский Одиссей, когда его плот был разбит волнами, оседлал одно из бревен и «так он два дня и две ночи носим был повсюду шумящим морем и гибель не раз неизбежной казалась», а когда море успокоилось и он увидел берег и поплыл быстрей, «он ступить торопился на твердую землю» и благополучно вышел из воды. Из Древней Греции дошла до нас легенда о Леандре, переплывавшем каждую ночь Геллеспонт к своей возлюбленной Геро и погибшем в бурную ночь во время шторма (рис. 2.1).

Греческий историк Геродот описал состязания по плаванию на Истмийских играх, посвященные Посейдону. Геродот также рассказывает о замечательном пловце древности Сцилиасе, который вместе со своей дочерью Цианной совершил отважный поступок. Во время войны греков с персами в 480 г. до н.э. Сцилиас и его дочь ночью подплыли к вражеским кораблям и перерезали якорные канаты. Погода была штормовая, и многие корабли персов были выброшены на прибрежные рифы. Сцилиас и его дочь проплыли 15 км. За это греки поставили Сцилиасу статую в Дельфах и запечатлели его подвиг в стихах и картинах.

В древнегреческих гимназиях, служивших воспитанию юношества, строили бассейны для занятий плаванием. В Древней Греции плаванием также занимались и девушки, что видно на сохранившемся изображении женской купальни на вазе.

В Древнем Риме плавание применялось как средство закаливания, как военный и прикладной навык. Военно-тренировочные занятия взрослых римлян в возрасте от 17 до 47 лет включали в себя плавание как без одежды, так и в Полном вооружении. Сохранились данные о том, что каждый воин должен был в совершенстве владеть искусством плавания. Известно также, что знаменитый римский полководец Юлий Цезарь (середина I века до н. э.) в совершенстве владел искусством плавания в доспехах и поощрял этот навык среди солдат, применяя его в своих учебных и военных операциях. Он устраивал грандиозные учебные сражения «Наумахии», в которых воины должны были продемонстрировать умение передвигаться в воде, нырять, сражаться в воде, вести абордажные схватки, атаковать корабли, переправляться вплавь в полном вооружении. В 381 — 382 гг. во время войны с галлами римляне осуществляли связь осажденных городов с союзниками при помощи легионеров-пловцов.

Плавание вошло в быт всех слоев населения Римской империи. Поэт Овидий отмечал, что внук императора Августа обучался плаванию у слуг своего деда. Без сомнения, и женщины Древнего Рима хорошо умели плавать. Примером служит известный рассказ о матери Нерона, Агриппине, бежавшей вплавь с корабля от преследований своего сына.

В период Римской империи среди общественных сооружений огромное значение имели термы. Они были неотделимы от римского образа жизни и являлись не только банями, но и клубами, где люди разных культурных уровней находили себе занятие по своим склонностям, отдыхали и развлекались.

К началу расцвета Римской империи в Древнем Риме было 170 терм, государственных и частных. К началу IV в. их насчитывалось уже около 1 ООО. Особенно выделялись колоссальные императорские термы. Термы Траяна, возможно построенные императором Аполлодором (110 г.), представляли собой большой плавательный бассейн, окруженный по периметру многочисленными помещениями для библиотеки, залов для бесед и отдыха, глубокими бассейнами. В зале отдыха имелись беговые дорожки, цветники. Прекрасные условия для мытья, отдыха и приятного времяпрепровождения привлекали в термы огромное число людей из средних и низших слоев древнеримского населения. Наибольшим размахом и пышностью отличались термы Каракаллы, построенные императорами династии Северов в начале III в. Термы Каракаллы с бассейном 450 х 450 м также включали в себя зрительные места для наблюдения за гимнастическими играми, библиотеки, парковые пространства. Апогеем архитектурного искусства было строительство терм Диоклетиана, начатое в 306 г.

Плавание и купание настолько глубоко проникло в быт древнеримских патрициев, что они использовали его как средство врачевания. Известно утверждение древнеримского писателя Плиния о том, что римляне в течение шести столетий обходились без врачей благодаря плаванию и купанию. Будучи любителями различных зрелищ, римляне часто устраивали в специально затапливаемых водой цирках «морские сражения», во время которых бой гладиаторов заканчивался смертельными схватками в воде. Говоря о развитии плавания в Древнем Риме, следует сказать, что искусством плавания в этот период владели и другие народы. Жители Европы (славяне, галлы, франки и др.) успешно развивали и применяли его в прикладных и военных целях.

На смену античному периоду истории пришли Средние века, которые для плавания, как и для многих других физических упражнений, стали периодом упадка. В Средние века бросание

человека в воду было испытанием, и если человек не тонул, а выплывал, то он считался одержимым нечистой силой, так как «чистая вода его не приемлет». Искусство плавания лишь изредка показывали за деньги акробаты и балаганные артисты. Некоторое распространение плавание получило в быту кельтских, славянских и германских племен и было непосредственно связано с военным делом.

Формально плавание было включено в число так называемых «семи рыцарских доблестей», входящих в программу воспитания молодых людей рыцарского сословия. Однако большинство рыцарей плаванием не занимались или занимались очень мало на первой пажеской ступени воспитания. Привилегированное рыцарское сословие предпочитало боевые виды упражнений. Рыцарские доспехи также не способствовали применению плавания в военном деле. Основатель первого рыцарского ордена французский рыцарь из Прованса Годфуа де Преи в IX в. определял плавание в качестве главного требования к членам ордена для усвоения пяти навыков. В связи с этим юношам из аристократических семей следовало научиться: ездить верхом, плавать, охотиться, стрелять из лука и сражаться.

Некоторое развитие плавание получило в эпоху Возрождения, но только в отдельных странах. Так, в 1515 г. в Венеции проводились первые соревнования по плаванию. К этому периоду следует отнести и выпуск первого печатного руководства, составленного датчанином Николаем Винманном (1538).

Известно, что в 1603 г. по приказу императора в школах Японии в качестве обязательного предмета было введено обучение плаванию. Создатель основ современного физического воспитания в школе Ян Амос Каменский, чешский мыслитель-гуманист (1592—1670), создал систему физических упражнений: подвижные игры, бег, прыжки, борьба, плавание и попадание копьем в кольцо.

Общественная роль физической культуры в период после буржуазной революции в Англии нашла отражение в деятельности великого мыслителя Джона Локка (1632—1704). Он являлся теоретиком физической культуры джентльменов. Человеку, прежде всего, как он считал, необходимо укрепление здоровья, систематический уход за телом. Он подчеркивал, что джентльмен должен преодолевать трудности на море, в бою, общественной и личной жизни. Основной упор в физическом воспитании он делал на плавание, верховую езду, фехтование, борьбу и танцы.

Период французского Просвещения, определявший общественные нравы и обычаи Западной Европы к концу XVIII в., сменился периодом контрреформации, что привело к упадку физического воспитания. Так, в Париже в 1657 г. было 117 залов для игры в мяч, в 1780 г. их осталось 10, а в 1839 г. — всего 4. Плавание и купание в открытых водоемах стало считаться безнравственным делом, а молодежь привилегированных сословий в большинстве своем считала занятия плаванием простонародным увлечением.

Таким образом, можно сделать вывод, что в период Средневековья, охватывающий около двенадцати столетий, плавание не получило заметного развития как в странах Центральной, так и Западной Европы.

После окончания средневекового периода возрождение плавания в Европе шло крайне медленно, отставая от развития большинства физических упражнений. В результате оно применялось в среде неимущих классов в качестве гигиенического средства, доступного физического упражнения и развлечения.

Более широкое распространение и развитие плавание получает в конце XVIII — начале XIX в. Во многих военных сухопутных и морских учебных заведениях в Берлине (Германия), Вене (Австрия) и Стокгольме (Швеция) плавание включают в число изучаемых предметов.

Были разработаны специальные инструкции по обучению плаванию для личного состава, открыты и первые европейские народные купальные школы в Австрии (1781), Франции (1787), Германии (1877).

Были сделаны первые попытки научного обоснования плавания и методики обучения. Наиболее удачной является книга итальянского автора Орионцио де Бернарди «Полный курс искусства плавания, основанный на новейших опытах об удельном весе человеческого тела» (1794). В этой книге автор объяснял, как человек, набирая в легкие воздух, увеличивает свою плавучесть, в ней приведен ряд упражнений в статическом положении на мелком месте. После усвоения этих упражнений О. Бернарди рекомендовал приступать к изучению техники движений на глубоком месте.

Другой выдающийся автор, основатель немецкой гимнастики И. ГУтс-Мутс в своем произведении «Краткое руководство по плаванию» (1798) сделал попытку научно обосновать технику движений, классифицируя и анализируя каждое из них. Он описал способы обучения плаванию на груди, спине, нырянию и прыжкам в воду. Эти попытки научного обоснования техники движений нашли продолжение и практическое применение в работе К. Пфу-эля (1817), основателя первых военных школ плавания в Чехии (1810) и Германии (1817). В руководстве «О плавании» К.Пфуэдь подробно разбирал движения способа «а-ля-брасс» и предлагал следующую систему разучивания: сначала — отдельные элементы, затем — движение в целом. Упражнения разучивались отдельно на суше и в воде под команду преподавателя. Изучение элементов движений в воде происходило с помощью поддерживающих средств. Считается, что И. Гутс-Мутс и К. Пфуэль впервые ввели раздельное изучение плавания на суше и в воде при помощи поддерживающих средств (удочки, лямки, пояса и др.).

До середины XIX в. плавание в основном использовали как средство военной подготовки и как гигиеническую процедуру. Только в начале второй половины XIX в. плавание начало выделяться в качестве самостоятельного физического упражнения и приобрело спортивное значение.

Первый специальный спортивный бассейн размером 37,9 х 13 м был открыт в 1842 г. в Вене. Через год бассейн был открыт в Ливерпуле (Великобритания), а в 1844 г.,- в Лондоне. В 1867 г. в Лондоне было организовано первое общество любителей плавания, а в 1869 г. — Ассоциация любителей спортивного плавания. Впоследствии такие же общества — клубы и кружки любителей плавания — начали возникать и в других странах Европы. Со временем они разрастались и объединялись в национальные объединения и союзы пловцов отдельных стран. Первые официальные соревнования по плаванию, так называемые чемпионаты, были проведены в Великобритании в 1860-2.1870-х гг.

Наиболее распространенными способами плавания того времени был брасс и плавание на боку без выноса обеих рук. В то время в Великобритании техника плавания совершенствовалась немного быстрее, чем в других странах Европы. Так, в 1850-е гг. английские пловцы заимствовали у австралийцев и применили как новинку способ плавания на боку с проносом руки по воздуху, получивший название «over arm» и обеспечивавший увеличение скорости, плавания. Пользуясь этим способом попеременно с брассом, капитан английского флота Мэтью Уэбб в 1875 г. впервые переплыл пролив Ла-Манш (34,6 км) за 21 ч 44 мин 55 с. Этот проплыв был первым из сверхдальних проплывов спортивного характера, в дальнейшем стал традиционным и повторялся пловцами из разных стран мира. В 1926 г. первой из женщин переплыла пролив Ла-Манш Гертруда Эдерле за 14 ч 31 мин.

В 1873 г. появился еще один способ плавания, завезенный в Великобританию из Южной Африки Джоном Тредженом, в дальнейшем названный его именем. При плавании этим способом пловец, лежа на груди с поднятой головой, выполнял поочередные движения руками (подобно движениям в кроле) и одновременные движения ногами на боку. Существенный сдвиг в развитии спортивного плавания произошел после первого первенства Европы в 1890 г. и включения плавания в программу I Олимпийских игр 1896 г.

В начале XX в. появился новый способ плавания — кроль, культивируемый туземцами Австралии и островов Тихого океана. Впервые на соревнованиях его продемонстрировал Алек Викхем. В процессе совершенствования были доказаны преимущества кроля и возможность использования его на коротких дистанциях.

Во второй половине XIX в. получили распространение и новые виды плавательного спорта. Так, в 1870-х гг. в Великобритании начала культивироваться игра в водное поло, первоначально возникшая как пародия игры в поло на лошадях, распространенной с древних времен у монголов. Первый матч был проведен в 1869 г. в Великобритании. В 1876 г. были составлены первые правила этой игры, и впоследствии она получила широкое распространение в других странах Европы. С 1904 г. водное поло включено в программу Олимпийских игр.

Во второй половине XIX в. получили развитие и прыжки в воду. Вначале прыжки в воду использовали как средство развлечения, трюкачество. Прыгали с висячих мостов, мачт кораблей на велосипедах, в узкие колодцы. В дальнейшем на первом месте в развитии спортивных прыжков с трамплина была Германия. Именно ее представители занимали первые места на крупнейших международных соревнованиях конца XIX и начала XX вв.

В 1908 г. в Лондоне была основана Международная федерация любителей плавания (FINA). Следует заметить, что до 1908 г. соревнования по плаванию, включая I, II и III Олимпийские игры, проходили по разным программам. Отсутствовали единые правила соревнований, формы организации, проведения и судейства. Не велась регистрация высших достижений, не были установлены определенные дистанции, на которых разыгрывалось первенство, а также порядок их прохождения. Организованная Международная федерация любителей плавания разработала единые международные правила по всем видам плавательного спорта, определила перечень дистанций, на которых должны были регистрироваться мировые рекорды, правила проплывания отдельных способов плавания, завела учет рекордных результатов и утвердила программу крупнейших международных соревнований.

Начиная с IV Олимпийских игр в Лондоне соревнования по плаванию проводились уже по общепринятым единым правилам. Складывались определенные традиции, касающиеся порядка открытия соревнований, последовательности выполнения отдельных номеров программы. Женские мировые рекорды на большинстве дистанций начали фиксировать только после Первой мировой войны, так как в первых четырех Олимпийских играх женщины не принимали участие.

Период 1920— 1930-х гг. характеризуется усиленным развитием спортивного плавания. К началу 1920 г. большинство сильнейших пловцов мира освоили шестиударное согласование движений при плавании кролем на груди, что позволило значительно улучшить результаты в плавании на всех дистанциях вольным стилем. В частности, в 1922 г. Д. Вейсмюллер первым в мире проплыл дистанцию 100 м способом кроль быстрее 1 мин (59,8 с), а в 1928 г. — установил новый мировой рекорд — 57,6 с, продержавшийся 8 лет.

В 1926 г. была организована Европейская любительская лига плавания, которая начала проводить чемпионаты Европы по плаванию, прыжкам в воду и водному поло.

В 1927 г. появился новый способ плавания — баттерфляй, который до 1953 г. по международным правилам применялся на соревнованиях как скоростная разновидность брасса. Впервые эту технику разновидности брасса, в которой подготовительные движения руками осуществлялись над водой, показал немецкий пловец Эрих Радемахер. В дальнейшем технику плавания способом баттерфляй успешно совершенствовали выдающиеся советские пловцы Л. Мешков и С. Бойченко. Волнообразное движение ногами — дельфин — впервые в 1935 г. продемонстрировал американский пловец Д.Зиг.

В период Второй мировой войны развитие плавательного спорта в большинстве стран приостановилось. В этот период лишь американские пловцы не прекратили свою спортивную деятельность и установили ряд мировых рекордов. Это сказалось на их успешном выступлении на XIV Олимпийских играх в 1948 г. в Лондоне, где они победили на всех дистанциях у мужчин и на двух — у женщин.

Объективным показателем развития плавания в той или иной стране являются спортивные результаты, показанные спортсменами на международных соревнованиях. Крупнейшими международными соревнованиями являются Олимпийские игры, поэтому в дальнейшем развитие плавательного спорта будет рассматриваться исходя из результатов выступления пловцов на Олимпиадах.

sportwiki.to

История плавания. Часть 1: бассейны в Помпеях и рыцари пловцы | Swim Tim

Плавание — относительно молодой вид спорта, впервые появившийся в программе крупнейших соревнований — Олимпийских игр — лишь в 1896 г. Однако история человечества всегда была тесно связана с умением плавать. Этот навык, необходимый нашим предкам для освоения новых территорий или в борьбе за выживание, развивался по мере роста цивилизации.

Пройдя путь от почти мифической способности передвигаться по воде (как это виделось в древности), в наши дни плавание с присущими ему гармоничным сочетанием силы и духа, стремлением к совершенству привлекает все больше сторонников, желающих заняться полезным видом физической активности. В этой главе мы рассмотрим ключевые события и фигуры, благодаря которым плавание сегодня — именно тот красивый и полезный спорт, каким мы имеем радость его наблюдать и которым с удовольствием занимаемся.

Сегодня ни умением плавать, ни даже самым современным бассейном никого, пожалуй, не удивишь. А ведь так было далеко не всегда.
Пока люди не научились строить лодки и корабли, единственная возможность перебраться через водное препятствие заключалась в том, чтобы преодолеть его вплавь. Это подтверждают и многочисленные археологические находки. Так, археологи обнаружили наскальные рисунки времен каменного века, изображающие человека, плывущего способом, похожим на брасс или «по-собачьи».

В Египте найдена глиняная печать, датируемая примерно V-VI тысячелетиями до н. э., на которой можно увидеть пловца стилем, отдаленно напоминающим современный кроль (вольный стиль).
При раскопках Вавилона и Ассирии обнаружены настенные рисунки и барельефы, показывающие плывущих людей. Древнеиндийский дворец Мохенджо-Даро, построенный около 2600 года до н. э., включал в свой архитектурный комплекс небольшой бассейн. В знаменитых римских банях строили большие бассейны.

При раскопках Помпей обнаружена мозаика с рисунками пловцов; подобные изображения встречаются у хеттов и минойцев. Как видим, с древних времен человек придавал воде и умению плавать огромное значение, порой приписывая им мифические свойства. Известно, что в Древней Греции о необразованных людях говорили: «Он не умеет ни читать ни плавать». Первые письменные упоминания о плавании появляются с 2000 г. до н. э. Описания плывущих можно встретить в «Илиаде», «Одиссее», Библии и в эпической англосаксонской саге «Беовульф».

Германский фольклор повествует о воинах, умевших плавать и благодаря этому успешно сражавшихся с римлянами. Часто плавание ассоциируется с военными делами, пловцы изображаются в доспехах, нередко — с облегчающими плавание приспособлениями. Известно, что в Средние века одним из важнейших качеств достойного рыцаря считалось именно умение плавать.

swimtim.com

История возникновения плавания

Человек научился плавать еще в далекие доисторические времена.

Как же это произошло? Сначала люди в поисках пищи собирали на мелководье съедобные раковины, ловили рыбу руками, глушили камнями и поражали ее копьями. Но постепенно человек все больше и больше осваивал водную стихию. Чтобы достать свою добычу с глубоких мест, он прибегал к помощи палок или веток, сорванных с дерева, и только со временем решился войти в воду и поплыть, да и то держась за древесные стволы.

По мнению ученых, первые пловцы появились на побережьях Средиземного и Черного морей в районах Ближнего Востока приблизительно 75 тысяч лет назад...

О том, какой сноровки в плавании достигли люди минувших тысячелетий, мы можем судить по дошедшим до нашего времени описаниям первобытных способов рыбной ловли и охоты на водоплавающих птиц, сделанным моряками и путешественниками, заставшими на островах и материках некоторые племена, продолжавшие жить в мире каменного века.

Не утратило своего значения плавание и в более поздние периоды жизни человечества. Греческий историк Геродот повествует о замечательном пловце древности Скиллиасе из Сикона, который вместе со своей дочерью Цианной совершил отважный поступок. Во время войны греков с персами в 480 году до нашей эры отец и дочь пробрались ночью в сильный шторм к стоянке вражеских кораблей и перерезали якорные канаты. Многие корабли были выброшены бушующим морем на прибрежные рифы. Скиллиас и Цианна проплыли более 5 километров.

Применение плавания в военных целях было хорошо известно в античном мире. Войска Александра Македонского отличались не только выносливостью в походах, но и умением хорошо плавать.

Уметь плавать было обязательно и в Карфагене. История сохранила сведения о походе на Рим знаменитого карфагенского полководца Ганнибала весной 217 года до нашей эры. Карфагенское войско отличалось закалкой. Четыре дня и три ночи шла армия Ганнибала по пояс и по грудь в воде по болотистой низменной реке Арно, форсируя вплавь непроходимые места.

Большого совершенства в плавании достигли римские воины. Например, на кораблях римского флота были специальные гильдии пловцов, которые производили ремонт подводных частей судов, вели разведку и доставляли вплавь полученные сведения. Знаменитые римские полководцы Гней Помпей, Юлий Цезарь, Марк Антоний и особенно Кассий Лонги сами были хорошими пловцами и обучали искусству плавания своих легионеров. Римские воины могли в полном снаряжении переправляться через реки.

Но плавание, конечно, было нужно не только воинам.

В Древней Греции в гимнасиях, где воспитывались юноши, устраивались специальные бассейны для народа. Не умеющие плавать считались невеждами. Про невежественного человека говорили: «Он не умеет ни плавать, ни читать».

В Риме было очень много терм — бань с плавательными бассейнами. Шедевром искусства явились термы императора Валерия Аврелия Диоклетиана, воздвигнутые в эпоху поздней Римской империи — примерно в 302 году нашей эры. Эти термы поражали своим великолепием и размерами стометрового облицованного мрамором бассейна.

В мрачные времена средневековья плавание предается забвению. Люди не только не учатся плаванию — многие не пользуются водой даже в гигиенических целях. Особенно почитались среди христиан и считались угодными богу монахи, дававшие зарок никогда не мыться.

Во Франции при Людовике XIV во время празднеств во дворце устраивались роскошные водопады и фонтаны, но ими только любовались.

Однако и история средних веков знает выдающихся пловцов из простого народа. Навеки сохранилось имя изумительного пловца Песцы Коллы, которого современники называли «человеком-рыбой». Песце Колла родился в 1300 году на острове Сицилия в семье рыбака. С малых лет он добывал семье пропитание ловлей устриц, рыб и кораллов. Повзрослев, юноша целые дни проводил в море, вдали от берега, лишь случайно отдыхая на проходящих кораблях. Потом он стал своеобразным плавучим почтальоном. Даже в сильную бурю Песце Колла доставлял в кожаной сумке почту на Литарские острова, расположенные на расстоянии 50 миль. Трагическая гибель этого замечательного пловца явилась сюжетом для баллады Шиллера «Кубок», известной нам в переводе Жуковского с немецкого языка.

Только в эпоху среднего средневековья, в период рыцарства, плаванию снова стали придавать большое значение и оно вошло в число семи искусств, необходимых рыцарю, а в эпоху Возрождения плавание окончательно приобретает популярность.

Какими же способами плавали Грек Скиллиас, Кассий Лонги, Юлий Цезарь, Песце Колла и другие пловцы древности? Летописи, предания и легенды, повествующие об их подвигах, не сообщают об этом. Так можно ли теперь ответить на эти вопросы?

Оказывается, можно. Для этого надо познакомиться с экспонатами исторических музеев разных стран. Вот хранящийся в Британском историческом музее ассирийский барельеф, относящийся к 1200 году до нашей эры. На нем изображены преследуемые врагами воины. Они в полном боевом снаряжении переплывают реку. Двое из них плывут на надутых мешках, а один рассекает воду способом, очень похожим на русские «саженки» или кроль.

Не менее интересен сюжет на древнегреческой вазе, экспонирующейся в музее Лувра. На ней изображены купающиеся женщины. Движения одной из них определенно напоминают современный кроль.

В Турине в крупнейшем в мире музее древнеегипетского искусства хранится большой камень, на поверхности которого высечена фигура пловца, лежащего на груди с разведенными в сторону руками и согнутыми, как у лягушки, ногами. Этот камень относят к 1200— 1700 годам до нашей эры. Значит, более трех тысячелетий назад египтянам был знаком способ плавания на груди, напоминающий современный брасс.

www.offsport.ru

Шуваловская школа плавания — МегаЛекции

Развитие плавания в первобытном обществе

Плавание появилось на заре развития человеческого общества и развивалось благодаря своей прикладной и военно-прикладной ценности. Реки и озера, вблизи которых расселялись первобытные люди, были источниками добывания пищи, служили удобными путями сообщения и обмена между племенами. Находки археологов, историков, древние папирусы, наскальная живопись и другие источники свидетельствуют о том, что задолго до новой эры люди умели плавать и нырять. Умение плавать люди ценили всегда.В одной из первых книг по плаванию (1808) Т. Мельхесидек отмечает: «Все земные народы, почитая ремесло плавателя, не столько способностью, естественно свойственной человеку, а как настоящее искусство, тщательно старались научить оному детей своих с самого младенчества».

Плавание в странах Древнего Востока (Древний Египет, Ассирия)

О планомерном обучении плаванию свидетельствует также древний египетский папирус, в котором знатный египтянин с гордостью сообщает, что он обучался плаванию вместе с детьми фараона. Поддерживающим средством для обучения плаванию в Древнем Египте служили высушенные тыквы. На папирусе, написанном за 3 400 лет до н.э., дана характеристика движений спортсмена, плывущего брассом. Источниками сведений о распространении плавания в странах Древнего Востока служат рисунки, надписи, изображения на камне, скульптуры и другие памятники материальной культуры. Плавание было широко распространено в Древнем Египте, расположенном в долине реки Нил, богатой сетью каналов и водоемов, по которым осуществлялась торговля с другими странами. Фреска на одной из гробниц Древнего Египта изображает соревнования между пловцами. Плавание использовалось не только в хозяйственной деятельности, но и в военных целях. Надпись на стенах храма Рамзеса II, относящаяся к 1250 г. до н.э., повествует о том, что египетские войска в сражении потеснили азиатов-хеттов под крепостью Кадеш и сбросили их в реку Оронт. На рисунке один из воинов плывет способом, похожим на кроль, выполняя попеременные гребки двумя руками.Навыками плавания владели также и женщины. Во многих музеях мира есть художественно выполненные древнеегипетские туалетные коробочки и ложечки для жертвоприношений в виде плывущей девушки, держащей в вытянутых руках чашу в форме цветка лотоса.Другой высокоразвитой страной Древнего Востока была Ассирия. Представители этой воинственной страны оставили ряд барельефов на камне, изображающих применение плавания в мирной и военной обстановке.



Плавание в Древней Греции и Античном Риме

Наивысшее развитие плавание получило в Древней Греции, часть населения которой проживала на берегах и островах теплого Эгейского моря. Такое географическое расположение страны способствовало развитию мореплавания и создавало широкие возможности для применения его в хозяйственной и военной деятельности.Среди физических упражнений и прикладных навыков, популярных в Древней Греции, плавание занимало одно из первых мест. Оно принадлежало к наиболее распространенным гигиеническим мерам в Древней Греции и называлось «приготовлением к обеду».Греческий общественный деятель Солон предписывал в процессе воспитания юношества наряду с чтением и письмом обращать особое внимание на плавание. Его изречение «он не умеет ни плавать, ни читать» применялось для характеристики некультурного человека. В древнегреческих гимназиях, служивших воспитанию юношества, строили бассейны для занятий плаванием. В Древней Греции плаванием также занимались и девушки, что видно на сохранившемся изображении женской купальни на вазе. В Древнем Риме плавание применялось как средство закаливания, как военный и прикладной навык. Военно-тренировочные занятия взрослых римлян в возрасте от 17 до 47 лет включали в себя плавание как без одежды, так и в Полном вооружении. В период Римской империи среди общественных сооружений огромное значение имели термы. Они были неотделимы от римского образа жизни и являлись не только банями, но и клубами, где люди разных культурных уровней находили себе занятие по своим склонностям, отдыхали и развлекались.

Плавание в Средние века и эпоху Возрождения

На смену античному периоду истории пришли Средние века, которые для плавания, как и для многих других физических упражнений, стали периодом упадка. В Средние века бросание человека в воду было испытанием, и если человек не тонул, а выплывал, то он считался одержимым нечистой силой, так как «чистая вода его не приемлет». Искусство плавания лишь изредка показывали за деньги акробаты и балаганные артисты. Некоторое распространение плавание получило в быту кельтских, славянских и германских племен и было непосредственно связано с военным делом.Формально плавание было включено в число так называемых «семи рыцарских доблестей», входящих в программу воспитания молодых людей рыцарского сословия. Однако большинство рыцарей плаванием не занимались или занимались очень мало на первой пажеской ступени воспитания. Некоторое развитие плавание получило в эпоху Возрождения, но только в отдельных странах. Так, в 1515 г. в Венеции проводились первые соревнования по плаванию. Создатель основ современного физического воспитания в школе Ян Амос Каменский, чешский мыслитель-гуманист (1592—1670), создал систему физических упражнений: подвижные игры, бег, прыжки, борьба, плавание и попадание копьем в кольцо.

Плавание в Новое время

После окончания средневекового периода возрождение плавания в Европе шло крайне медленно, отставая от развития большинства физических упражнений. В результате оно применялось в среде неимущих классов в качестве гигиенического средства, доступного физического упражнения и развлечения. Были разработаны специальные инструкции по обучению плаванию для личного состава, открыты и первые европейские народные купальные школы в Австрии (1781), Франции (1787), Германии (1877).Были сделаны первые попытки научного обоснования плавания и методики обучения. Наиболее удачной является книга итальянского автора Орионцио де Бернарди «Полный курс искусства плавания, основанный на новейших опытах об удельном весе человеческого тела» (1794). В этой книге автор объяснял, как человек, набирая в легкие воздух, увеличивает свою плавучесть, в ней приведен ряд упражнений в статическом положении на мелком месте. После усвоения этих упражнений О. Бернарди рекомендовал приступать к изучению техники движений на глубоком месте.Другой выдающийся автор, основатель немецкой гимнастики И. ГУтс-Мутс в своем произведении «Краткое руководство по плаванию» (1798) сделал попытку научно обосновать технику движений, классифицируя и анализируя каждое из них. Он описал способы обучения плаванию на груди, спине, нырянию и прыжкам в воду. Первый специальный спортивный бассейн размером 37,9 х 13 м был открыт в 1842 г. в Вене. Так, в 1850-е гг. английские пловцы заимствовали у австралийцев и применили как новинку способ плавания на боку с проносом руки по воздуху, получивший название «over arm» и обеспечивавший увеличение скорости, плавания. В 1873 г. при плавании этим способом пловец, лежа на груди с поднятой головой, выполнял поочередные движения руками (подобно движениям в кроле) и одновременные движения ногами на боку. в 1870-х гг. в Великобритании начала культивироваться игра в водное поло. Во второй половине XIX в. получили развитие и прыжки в воду. Вначале прыжки в воду использовали как средство развлечения, трюкачество. В 1908 г. в Лондоне была основана Международная федерация любителей плавания (FINA). Начиная с IV Олимпийских игр в Лондоне соревнования по плаванию проводились уже по общепринятым единым правилам. В 1926 г. была организована Европейская любительская лига плавания, которая начала проводить чемпионаты Европы по плаванию, прыжкам в воду и водному поло. в 1922 г. Д. Вейсмюллер первым в мире проплыл дистанцию 100 м способом кроль быстрее 1 мин (59,8 с), а в 1928 г. — установил новый мировой рекорд — 57,6 с, продержавшийся 8 лет. В 1927 г. появился новый способ плавания — баттерфляй. В период Второй мировой войны развитие плавательного спорта в большинстве стран приостановилось.

Плавание в России

Плавание как навык получило довольно широкое распространение среди древних народов, населявших территорию нашей страны, и в первую очередь среди славян. Распространению плавания способствовало географическое положение, теплый климат, особенно в южных районах, где были первые поселения славян, на берегах природных водоемов — морей, рек и озер, которыми богата Русь. Древние славяне с любовью относились к воде. Купание и омовение соединялись у них с религиозными обрядами. У древних славян всевышний бог олицетворялся в виде трех стихийных сил, одним из представителей которых был Варун — бог воды. Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» указывал, что славяне легко переправлялись через реки, мужественно выдерживали пребывание в воде. Будучи внезапно настигнутыми врагом, они погружались в воду и держали во рту специально подготовленные большие выдолбленные внутри стебли камышей, доходившие до поверхности воды, а сами лежали навзничь на дне реки и дышали с их помощью, иногда в течение многих часов. Большое внимание физической подготовке войск и, в частности, их обучению плаванию уделял великий русский полководец А. В. Суворов. Он считал, что плавание — один из важнейших прикладных навыков, применяемых во время учений и военных действий, связанных с форсированием водных рубежей. Первые школы плавания в России появились в первой половине XIX в. Родоначальником создания первых специальных школ плавания стал Санкт-Петербург. В 1891 г. в Москве открылся бассейн при Центральных банях, а в 1895 г. — при Сандуновских банях. В самом начале XX в. на Николаевской набережной Санкт-Петербурга был сооружен первоклассный для того времени крытый плавательный бассейн размером 17,5 х 8 м. С 1906 г. в этом бассейне начали регулярно проводиться учебные занятия и спортивные состязания по плаванию для воспитанников морских кадетских корпусов.

Шуваловская школа плавания

Мощный толчок в развитии плавания в Санкт-Петербурге и в России дала организация Шуваловской школы плавания. Идея создания этой школы на озере в местечке Шувалово принадлежала доктору медицины Владимиру Николаевичу Пескову. В Городской управе Санкт-Петербурга, узнав, что при школе предусматривается сооружение семиметровой вышки для прыжков в воду, вынесли резолюцию: «Строительство клуба самоубийц запретить!» Но еще до этой резолюции В. Н. Пескову удалось получить одобрение и средства на сооружение школы по линии Всероссийского общества спасения на водах. Шуваловская школа плавания имела тип свайной постройки. В июле 1908 г. постройка была закончена. Она представляла собой большую (длиной 32 м и шириной 24 м) подковообразную, построенную на сваях, купальню с внутренним бассейном размером 25 х 15 м для обучения плаванию. При ней имелось еще три комнаты: одна для обучения гимнастике и две раздевальни — мужская и женская. Кроме того, имелось помещение для сторожа и комната для чайного буфета. Со стороны берега были устроены крытые трибуны для зрителей на 200 мест. На этой базе была организована работа по четырем главным направлениям: обучение новичков спортивным способам плавания, подготовка спортсменов-пловцов, подготовка инструкторов по плаванию, еженедельное проведение водно-спортивных праздников с приглашением иногородних и зарубежных участников. Шуваловская школа отличалась дисциплиной, методической стройностью в работе, спортивными традициями. Серьезная организация обучения позволила Шуваловской школе стать методическим и спортивным центром всей России. Эта школа оказала значительное влияние на развитие плавания в дореволюционной России. Звание магистра плавания, которое получали выпускники школы, давало возможность преподавать на всей территории России. Каждое лето школа собирала до 400 «активных членов».

Плавание в СССР

В 1920 г. в Петрограде по инициативе доктора В. Н. Пескова, основателя Шуваловской школы, было организовано общество плавания «Дельфин». С 1921 г. спортивная работа по плаванию развернулась во многих крупных городах страны. Организованы первые советские общества и школы плавания. С этого же года начали проводиться крупнейшие соревнования. Важную роль в развитии массового плавания сыграло введение в 1931 г. комплекса ГТО («Готов к труду и Обороне!»), а в 1934 г. — комплекса БГТО («Будь готов к труду и обороне!»). Это потребовало усовершенствования системы массового обучения плаванию, в связи с чем в 1931 г. в Ленинграде был разработан «Метод трех ступеней». На каждой ступени решались конкретные задачи, связанные с подготовкой и сдачей норм соответствующей ступени комплекса ГТО.С 1926 г. развернулась работа по строительству спортивных баз. В 1920-х гг. в нашей стране начала складываться система тренировки пловцов. В годы Великой Отечественной войны пловцам-спортсменам, находившимся в рядах Красной армии и Военно-морского флота, приходилось выполнять вплавь разнообразные боевые задания в самых сложных условиях: в холодной воде, против течения, в открытом море при сильной волне, в ночное время суток, плавая в одежде и транспортируя за собой грузы, иногда на виду у противника, и они всегда выполняли порученные им боевые задания. Только после вступления Всесоюзной федерации плавания в Международную федерацию любителей плавания в 1947 г. рекорды наших пловцов стали официальными. В послевоенные годы изменился календарь спортивных мероприятий. Начали регулярно проводиться соревнования на первенство городов, областей, республик, ДСО, ведомств, личное и командное первенства СССР по плаванию, прыжкам в воду и водному поло. Выдающимся событием в спортивной жизни страны стали спартакиады народов СССР, проводимые с 1956 г.

Плавание на 1-14 ОИ

В 1894 г. был создан Международный Олимпийский комитет (МОК), в состав которого вошли 14 представителей из 12 стран. Начиная с I Олимпийских игр, соревнования по плаванию занимали достойное место среди всех видов состязаний, проводимых на Олимпиадах. Между тем отсутствие единых правил соревнований до 1908 г. позволяло организаторам первых трех Олимпиад проводить соревнования по плаванию по разнообразной программе. Размеры дистанций также не были стандартными. В связи с организацией FINA в 1908 г. с IV Олимпийских игр в Лондоне соревнования по плаванию начали проходить по стабильной программе. В 1912 г. в Стокгольме проводились V Олимпийские игры на открытой стометровой дорожке. Значительное улучшение результатов на всех дистанциях показали пловцы на VIII Олимпийских играх в 1924 г.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Плавание известно человеку с древнейших времен.

Греческий общественный деятель Солон предписывал в процессе воспитания юношества наряду с чтением и письмом обращать особое внимание на плавание. Его изречение «он не умеет ни плавать, ни читать» применялось для характеристики невежественного человека, недостойного называться гражданином.

Геродот (460 год до н.э.) писал, как во время греко-персидской войны персидский царь Ксеркс заставил известного греческого пловца Скиллиса нырять в море и поднимать сокровища с затонувшего корабля. Когда Скиллис поднял все ценности, Ксеркс нарушил своё обещание освободить Скиллиса из неволи, и не отпустил его. Во время бури Скиллис прыгнул за борт в бушующие волны моря из своей плавучей тюрьмы, часто ныряя, он скрылся от своих врагов и перерезал якорные канаты кораблей царя Ксеркса. Корабли персов разбились о прибрежные скалы, а Скиллис проплыл около 14 км — от Афета до острова Эвбея. За этот подвиг греки поставили ему статую в Дельфах.

ныряльщик с острова Крит, дворец в Кноссе — 1550 г. до н.э.

Особенно большое значение приобрело умение плавать во время войн. Легионеры Древнего Рима и спартанцы Греции славились своим мастерством ведения морских сражений, и, конечно, все греческие и римские матросы умели плавать. Сообщение о быстрых переправах больших римских армий, насчитывающих до 10 тысяч легионеров, через реки, свидетельствует о поразительной выучке римских воинов.

Римские императоры для развлечения устраивали грандиозные морские сражения, в которых участвовали римские легионеры, демонстрировавшие абордажные бои, умение атаковать корабли, сражаться в воде, плавать и нырять, переправляться вплавь при полном вооружении.

На древнеассирийских барельефах встречаются изображения людей, переплывающие реки. На одном из барельефов плывущий человек, выполняя движения ногами, как при способе плавания на боку, транспортирует тростниковую лодку с людьми, а на другом — плывущий направляет движение плота. На многих ассирийских изображениях в качестве средства, облегчающего плавание, фигурируют надутые воздухом кожаные мешки.

На гробнице правителя города Сиут фараона Сети, жившего в Древнем Египте за 2,5 тысячи лет до н.э., сохранился текст, повествующий о его жизни, в котором говорится: «Он давал мне уроки плавания вместе с царскими детьми». Из этого можно заключить, что в Древнем Египте предавалось большое значение умению плавать, а организованное обучение плаванию было привилегией знати.

В средневековой Европе физическая культура пришла в упадок, не только плавание, но и купание в бане считалось греховным занятием и было запрещено католической церковью. В средние века в европейских странах считали, что в воде находятся множество болезней, которые могут проникнуть в организм через кожу при соприкосновении с водой в процессе купания. Для поддержания тела в чистоте применялись влажные обтирания полотенцем, а дамы и кавалеры старались пользоваться духами, чтобы перебить неприятные запахи.


Однако, рыцари, участвовавшие в военных походах, отлично понимали значение плавания. В «Зерцале рыцаря» перечислялись главные качества, необходимые рыцарю, указывалось, что он «должен уметь плавать в броне на животе и на спине». Правда многие рыцари плавать так и не научились, а беспомощно барахтаясь шли на дно. «Ледовое побоище» или битва на Чудском озере, произошедшая 5 апреля 1242 года стала первым случаем в истории военного искусства, когда отступающие немецкие крестоносцы были разбиты вне поля боя, утонули в Чудском озере.

Статьи по теме:

Both comments and pings are currently closed.

www.evpatori.ru

История плавания

Сейчас трудно определить, когда человек впервые проявил способности к плаванию. Лишь найденные в наши дни различные наскальные рисунки (один из них обнаружен археологами в Ливийской пустыне) позволяют утверждать, что как минимум четыре тысячи лет назад люди умели держаться на воде без вспомогательных средств, умели преодолевать водные рубежи.


До наших дней дошло немало изречений древних философов. Так, слова знаменитого Платона свидетельствуют, насколько в Древней Греции ценили умение плавать: “Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого... плавать и читать не умеют, вверить службу?”


Не случайно в дальнейшем, подчеркивая никчемность того или иного согражданина, древние греки замечали: “Он не умеет ни читать, ни плавать”.


Интересно высказывание и римского писателя Плиния-старшего (124—79 гг. до н. э.), который утверждал: “Римляне от всех болезней лечились водой, и в течение шести веков у них совсем не было врачей”.
В Древней Греции и Древнем Риме плавание занимало важное место в военном деле. Однако первые школы плавания появились в древнеримских гимнасиях. И все же европейцы не были первооткрывателями плавания. Еще задолго до них умение плавать отличало специальные отряды ассирийских воинов, которые при форсировании рек использовали, судя по фрескам, способ плавания, отдаленно напоминающий современный кроль.


Безусловно, со времен глубокой древности плавание всегда было у людей в почете. Сегодня можно наблюдать, как у народов, живущих на островах и по берегам теплых рек, озер и морей, дети начинают самостоятельно плавать раньше, чем ходить.


В середине семнадцатого века на Японских островах появились первые, в отличие от древнеримских, доступные более широкому кругу людей императорские школы плавания. Сам 17-летний император Го Иози стал в 1603 году участником соревнований по плаванию.


Петр Первый, создавая морской и сухопутный кадетские корпуса, повелевал ввести в качестве обязательной дисциплины для обучения будущих офицеров войска русского плавание. Но как ни строг был царь, а его указание “утонуло” в массе проблем, возникших в переустройстве всего уклада российского общества. Учили плавать в петровские времена тех, кто пребывал на царской службе, да и то не везде, а лишь в столице.


...Минули десятилетия. И сама жизнь заставила поднять вопрос о широком обучении плаванию, в первую очередь доблестных защитников Отечества. Вызвано это было печальными итогами боевых походов — тысячи солдат гибли не от пуль неприятеля, а при форсировании рек. Особенно остро об этом заговорили после Отечественной войны 1812 года. И все же только спустя почти 17 лет состоялись первые состязания по плаванию. Символично, что местом их проведения стал огражденный деревянными плотами небольшой участок реки Березины. И если бы мы наблюдали за ходом тех заплывов, то, несомненно, пришли бы в недоумение. И вот почему.


Участники по команде судьи прыгали в воду, принимали вертикальное положение и начинали “ходьбу” в воде, не касаясь ногами дна. Дистанция в 25 саженей, а сажень, как известно, равна 2 метрам 13,36 сантиметра, преодолевалась наперегонки. В дальнейшем эта дистанция преобразовалась в сугубо прикладное упражнение: “выстрел из ружья в цель” на берегу из положения плавая стоя. Был еще один вид состязаний — дистанция в 100 саженей, а плыли участники эту более чем 200-метровую дистанцию лежа на спине.


Участниками первых в России соревнований на Березине были солдаты, а судьями — офицеры второй саперной бригады русской армии. Состязания проводились в полном соответствии с изданной в том году инструкцией, а предписывалась та инструкция от имени “Его Императорского Высочества Цесаревича и Великого князя Константина Павловича”. Цель турнира — определить лучших и наиболее разносторонне подготовленных в плавании солдат - была достигнута. И из их числа укомплектовывались специальные подразделения.

www.apxu.ru

История развития плавания

Плавание было известно с доисторических времен. Самое раннее упоминание относится к картинам каменного века, нарисованным приблизительно 7000 лет назад. Первое письменное упоминание относят к 2000 году до н.э. Самыми ранними источниками считают Гильгамеш, Илиаду, Одиссею, Библию, Беовульф, и другие саги. В 1538 немецкий профессор Nikolaus Wynmann написал первую книгу о плавании, «Пловец или Диалог об Искусстве Плавания». Человеку не дано от природы умение плавать, как многим животным. Естественно, человек должен был научиться плавать, наблюдая за животными, которые плавают благодаря инстинкту. Первый человек вынужден был научиться плавать, чтобы выжить в суровых условиях. Первый способ плавания, который освоил человек, известен под названием «грести по-собачьи», то есть имитируя плавание собаки. Но потом человек захотел найти такой способ плавания, который давал бы ему больше возможности координировать движения рук и ног, а также способность долго держаться на поверхности воды. И вот более двух тысяч лет тому назад человек освоил новый вид плавания, известный как брасс. Этот вид все еще используется многими людьми для преодоления больших дистанций в открытой неспокойной воде. Следующий вид плавания, которому научился человек, был боковой. В нем движение ног напоминали взмах ножниц. Потом человек научился плавать саженками. Этот вид плавания позволял развивать большую скорость. Следующий вид плавания был назван «треджен», по имени англичанина Джона Треджена, который изобрел его в 1783 году. Этот стиль состоит из чередующихся гребков рук и ударов ног типа «ножницы». Джон Треджен установил большое количество рекордов в плавании, используя этот стиль, и многие люди приняли его. Следующий стиль, к которому мы подошли, – стиль «кроль». Он назван так потому, что очень похож на ползание. Он был привезен в Англию в 1902 году Ричардом Кавиллем, который научился ему в Австралии, где этот стиль широко использовался местными жителями. Сначала он был назван «австралийский кроль». Люди, плававшие этим стилем, установили так много рекордов, что кроль был признан самым скоростным среди всех стилей плавания. Плавание высоко ценилось в Древней Греции и Риме и рассматривалось как часть тренировки воинов.

Первые соревнования по плаванию относятся к рубежу XV–XVI веков (так, в 1515 году прошли состязания пловцов в Венеции). [5] Первая спортивная организация пловцов возникла в Англии в 1869 году («Ассоциация любителей спортивного плавания Англии»), следом подобные организации появились в Швеции (1882), Германии, Венгрии (1886), Франции (1887), Нидерландах, США (1888), Новой Зеландии (1890), России (1894), Италии, Австрии (1899)… Рост популярности спортивного плавания в конце XIX века связан с началом строительства искусственных бассейнов.

В 1896 году плавание вошло в программу первых Олимпийских игр, и с тех пор неизменно входит в олимпийскую программу. В 1899 году в Будапеште прошли крупные международные соревнования с участием спортсменов из нескольких европейских стран; далее они стали проводится ежегодно в различных странах Европы и носили название «первенство Европы».

Перед началом Олимпийских игр 1908 года ФИНА разработала и утвердила «Правила ФИНА», включавшие перечень дистанций для проведения соревнований, порядок комплектования и проведения заплывов, порядок регистрации мировых рекордов. Тогда же были зарегистрированы первые мировые рекорды, самым ранним из них стал результат Золтана Халмаи на дистанции 100 м вольным стилем (1. 05,8), показанный 3 декабря 1905 года.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *