Хлеб насущный: значение фразеологизма, происхождение, примеры

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, передающие один общий смысл. В русском языке таких выражений более полутора тысяч.

Ценность таких фраз в том, что они отражают неповторимые реалии языка. Интерес к устойчивым выражениям побуждает учащихся углубляться в их историю. Это способствует мотивации к учению, расширяет кругозор, повышает интеллектуальный уровень.

Значение

Фразеологизм "хлеб насущный" имеет неоднозначный смысл. Толкования этого выражения затрагивает основные аспекты человеческой жизни: материальный и духовный.

Значение фразеологизма "хлеб насущный":

  1. Жизненно важные вещи, без которых нельзя обойтись.
    Это толкование - о материальном. Часто "хлебом насущным" называют продукты питания, воду, лекарства и прочие вещи, без которых никак.
    Пример: "...роль великого изгнанника, добывающего хлеб насущный трудами..." (Из книги "Алмазный мой венец" советского писателя Валентина Катаева).
  2. Необходимость, ценность.
    Это другое значение фразеологизма "хлеб насущный", которое затрагивает как раз духовную сторону жизни. Этим выражением называют какие-либо культурные или общечеловеческие ценности, без которых существование людей будет неполноценным, а их состояние - неудовлетворенным.
    Пример: "Когда мы говорим об эстетическом:... Это и есть хлеб насущный" (Из статьи К.Кобрина и О.Балла "От энтомологии смысла к литературе открытых возможностей".

Если передать значение фразеологизма кратко, "хлеб насущный" - это необходимость.

Архаизация

Данное устойчивое выражение исчезает из разговорной речи современных людей. Это естественный процесс в любом языке, когда слова, фразеологизмы, идиомы или крылатые выражения постепенно выходят из употребления.

Если вы заметили, то в современной речи привычнее услышать в этом же значении просто слово "хлеб". Так часто в метафорическом ключе говорят о заработке. Например: "Нужно учиться хорошо! Это твой будущий хлеб!".

Уход некоторых выражений из речи обусловлен не только тем, что они или их компоненты устаревают, как это произошло со словом "насущный". Причиной также является тот факт, что любой язык стремится к экономии. Зачем говорить много, если можно передать смысл одним словом? Именно так "мыслит" язык.

Происхождение

Выражение уходит корнями в историю раннего христианства. В Евангелии от Матфея под ним подразумевалась "еда". Отсюда и значение фразеологизма "хлеб насущный".

Эту строчку из библейской молитвы "Отче наш" знает каждый христианин. Но не все знают, что означает слово "насущный". А по этому вопросы проводятся лингвистические исследования.

Пастор Павел Бегичев в своём блоге на сайте LIVEJOURNAL анализирует различные варианты значений слова "насущный".

Толкование прилагательного

  1. Хлеб "необходимый". Это одно из наиболее распространённых толкований. Оно подразумевает продукт, без которого мы не можем существовать. Эта версия слаба по причине того, что слово "сущность" относится к философии, ученики Христа же были простыми людьми, не имеющими такой лексики в своём обиходе.
  2. Хлеб "небесный". При переводе Библии с греческого исследователи предположили, что продукт называли "наДсущным", то есть находящимся над сущностью, дарованным людям с небес.
  3. Хлеб "ежедневный". Этот вариант был предложен другим апостолом - Лукой. Эту интерпретацию раскритиковали, и она тоже не принимается современными исследователями.
  4. Хлеб "будущий". Этот перевод является наиболее убедительным. Таким образом, верующие просят за сегодняшний труд дать им пищу завтра (т.е. в ближайшем будущем).

Значение и происхождение фразеологизма "хлеб насущный" тесно связаны. Это устойчивое выражение обладает метафоричностью. Сначала "хлебом насущным" называли только пищу. Вскоре значение расширилось, и этим словом стали называть не только еду, но и финансовые средства. Сейчас так называют и духовные потребности - то, без чего не может обойтись культурный человек.

Синонимы

Значение фразеологизма "хлеб насущный" можно передать похожими по смыслу словами и выражениями. Заменой послужат нейтральные слова "заработок", "еда", "пища", "потребность".

К синонимам устаревшим можно отнести "пропитание", к разговорным - прилагательное "потребный", "прокорм". Похожий по смыслу фразеологизм - "кусок хлеба".

Синонимами можно заменять слова в зависимости от контекста, от стиля текста, а также для избежания повторений.

Примеры из литературы

Фразеологизмы - это "лицо" русской культуры, его народное богатство. Так о них говорил российский критик В. Г. Белинский. Литература как часть российской культуры - это поле для изучения устойчивых выражений.

Убедитесь на примерах из письменных источников в значении изучаемого фразеологизма:

  • Цитата из книги А. Рыбакова "Тяжёлый песок": "Как заработать на хлеб насущный?".
    Фразеологизм употребляется в значении "потребности".
  • "Для нас, иммигрантов, такие книги ― больше, чем хлеб насущный". Это цитата В. Зака для "Российской музыкальной газеты". Здесь фразеологизм выражает духовную потребность человека в литературе.

fb.ru

Хлеб, несущий смерть. Мифология «голодомора»

Хлеб, несущий смерть

Вернемся на Украину. Писатель Сигизмунд Миронин выдвинул версию, что значительная часть тех, кто считается умершими от голода, на самом деле погибли совсем по другой причине.

«Для того чтобы понять причины смерти этих людей, надо посмотреть на особенности внешнего вида умерших — они были опухшими и их было очень много, такая информация содержится в документах по „Голодомору“, рассекреченных недавно. Мы стали смотреть в архивах строго секретные милицейские сводки того времени, где сообщалось об умирающих. Явление было массовым, если не сказать — повальным. Об опухании пишут в своих донесениях Сталину Хатаевич и Косиор.

Опухание голодающих 1932–1933 года фиксируется повсеместно, тогда как дистрофия — очень и очень редко. Между тем, известные случаи хорошо подтвержденного голода характерны именно массовой дистрофией. Большинство не умирает, но тощает, превращается в живые скелеты. Голод 1921–1922 годов показал массовую дистрофию, голод 1946–1947 годов — массовая дистрофия, ленинградский блокадный голод — тоже массовая дистрофия, узники нацистских концлагерей — тотальная дистрофия. А вот голод 1932–1933 почему-то дистрофией не сопровождается — сплошные опухания и смерти. В голод 1946–1947 гг. на Украине было зарегистрировано 1,5 млн дистрофичных крестьян. А вот все сообщения о голоде 1932–1933 — сообщают только об опухании».

Ну, на самом-то деле пухли с голоду по весне в российских деревнях достаточно интенсивно. Но и ели в голодающих деревнях тоже что попало. А там, где нельзя было достать суррогатов, вроде коры, лебеды и пр., большей частью от голода сохли (хотя и не всегда).

Сигизмунд Миронин предположил, что одной из основных причин смерти был… хлеб!

«Можно ли отравиться хлебом? Можно! Например, если в нем находится достаточное количество сильнотоксичных паразитов. Обычно это грибки. В принципе, это знали все потомственные опытные крестьяне — хлеб надо провеивать, иначе может быть беда.

Наша гипотеза состоит в том, что так называемые „голодные отеки“ на самом деле связаны не с самим по себе голодом, а с отравлением, вызываемым съедаемым человеком под влиянием голода зараженных продуктов, например спрятавшего и поедавшего неочищенное зерно, пораженное болезнями злаков. При этом человек кажется не кахексичным, а опухшим. Этим непротиворечиво объясняются и многочисленные факты опухания и смерти в семьях, у которых находили серьезные запасы продовольствия.

Наша гипотеза может быть сформулирована таким образом. Крестьяне вышли из колхозов, не убрали зерно или убрали ночью (украли), чтобы соседи „не заложили“ и легче было спрятать украденное. Зерно это, естественно было непровеянным. Хранилось оно, как массово показывают очевидцы — в мешках, а то и вовсе навалом в ямах.

Часть крестьянства зимой начала голодать. В результате того, что закончился честно заработанный, но выданный из-за разворовывания в недостаточном количестве хлеб. Либо в результате отсутствия законного хлеба — по справкам ГПУ, основная масса голодающих имела мало трудодней — часть людей работала очень плохо. Почти у всех „были ямы“, но из-за недоступности (без опасности обнаружения) укрытых снегом запасов, еды у небольшой части крестьян оказалось недостаточно. Спрятанное по ямам зерно долго оставалось нетронутым

Будучи непровеянным, зерно во время хранения в сырых ямах не только сохранило, но даже увеличило токсические свойства… Сворованный, припрятанный без нормального перевевания хлеб — оказался смертельной отравой. Молотый тайком по ночам хлеб не чистился перед помолом и оказывался отравой. Про влажную очистку перед перемалыванием крестьяне вообще не знали. Эта норма очистки от спорыньи и других грибков тогда только вводилась в промышленность на основании данных науки после эпидемии эрготизма 1925–1928 годов. Крестьяне этого ещё не знали, а где знали — не применяли из-за обычного крестьянского консерватизма, как у нас вежливо называют деревенскую тупость

»[64].

Итак, версия Миронина заключается в том, что голодающие крестьяне употребляли в пищу пораженное грибком зерно, травились и умирали.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Хлеб сам себя несёт. Литературная Газета 6247 ( № 43 2009)

Хлеб сам себя несёт

Cовместный проект "Евразийская муза"

Хлеб сам себя несёт

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

В рамках XXII Московской международной книжной выставки-ярмарки состоялось выездное мероприятие?— презентация книжной серии «Классика литератур СНГ». Это, безусловно, крупное литературное событие.

Встреча прошла в издательстве «Художественная литература»?— участники получили возможность ощутить особый антураж здания, в перестройке которого в конце XIX?в. участвовал восходящий в то время к своей известности архитектор Роман Клейн.

Вдохновитель новой книжной серии?— Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств?— участников СНГ (МФГС). Фонд финансирует проекты из добровольных взносов стран?— участников СНГ. Главная миссия фонда?— восстановление утерянных связей между государствами Содружества.

Исполняющая обязанности директора МФГС Т. Бубнова на презентации подчеркнула, что в культурной и научной сфере взаимные контакты налаживаются проще и легче, чем в других областях. Но если люди старшего поколения в большинстве случаев ещё знакомы со своими ровесниками и коллегами по цеху искусства из других стран СНГ, то молодёжь более разобщена, и нужны внешние факторы, чтобы создать новые контакты. Ни одна культура не может развиваться без влияния другой, позволяющей генерировать новое. «Нам не хватает других культур»,?— заключила Т.?Бубнова. Россиянам нужны колоритные Самарканд и Баку, молдавский танец жок и белорусские песни, а жителям других стран СНГ?— русская природа и культура.

По словам Т. Бубновой, «Классика литератур СНГ» может стать столь же известной, как многотомные «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» и «Большая советская энциклопедия». В свет вышли первые четыре тома: фольклор и литературные памятники Азербайджана, Белоруссии, Молдавии, Узбекистана. Это первые кирпичики будущей библиотеки классики народов СНГ, коллекции литератур Востока и Запада. Серия задумана 60-томной.

На презентации новой книжной серии присутствовали советник по культуре Посольства Азербайджана в Москве Н. Ахундова, советник по политическим вопросам Посольства Узбекистана в Москве Ф. Хамраев, первый секретарь Посольства Молдавии в Москве К. Махи, первый секретарь Посольства Белоруссии в Москве Э. Берило, а также один из комментаторов азербайджанского тома доктор филологических наук А. Багиров.

Издательство «Художественная литература», которое в грядущем году готовится праздновать 80-летний юбилей, всегда было нацелено на сохранение общечеловеческих ценностей. По словам директора издательства Г. Пряхина, когда писатель издавался в «Художественной литературе», он приобретал не только всесоюзную, но и в ряде случаев мировую известность. Предложение о выпуске «Классики литератур СНГ» издательство приняло не как ношу, а как дар. «Хлеб сам себя несёт?— все страны Содружества отнеслись к идее выхода серии с пониманием, — отметил Г. Пряхин.?— Узбекские учёные, работавшие над своим национальным томом, после его выхода сказали: нам не нужны гонорары, лучше скорее вышлите книги».

Сейчас готовится к печати российский том, в который будет включена не только русская словесность, но и литература других российских народов. Россия предстанет во всём своём этническом многообразии.

В серии произведения опубликованы на русском языке в классических переводах, но в каждом из выпущенных томов переводы обновлены. Например, впервые исправлены неточности в русской транслитерации героев азербайджанских литературных памятников (вместо Коркут?— Горгуд и др.).

Подбор и подача произведений в новой серии, её общая стилистика опираются на традиции знаменитой серии?«Библиотека всемирной литературы». Произведения снабжены содержательными вступительными статьями, текстологическими комментариями. Коллекция азербайджанской литературы открывается предисловием Чрезвычайного и Полномочного Посла Азербайджана в РФ, народного артиста Азербайджана Полада Бюль-Бюль оглы и статьёй докторов филологии Б. Набиева и Т. Керимли; сборник молдавской словесности?— вступительным словом народного писателя Молдавии, академика Иона Друцэ. Белорусский том предварён статьёй докторов филологии В.?Максимовича, И. Саверченко, М.?Мушинского; узбекский?— докторов филологии А. Каюмова, Т.?Мирзаева, С.?Хасанова.

Первые книги серии концентрируются на ранних этапах развития словесности.

В белорусском томе, озаглавленном «Волшебная свирель», заявлено научное открытие: теперь белорусская письменность исчисляется с XI в. В этой книге читатель найдёт белорусские народные сказки, памятники белорусской литературы («Повесть жизни и смерти Ефросинии Полоцкой», «Похвала великому князю Витовту»), произведения Кирилла Туровского, Франциска Скорины, Николая Гусовского, Симеона Полоцкого, а также тексты наиболее известных белорусских классиков: Максима Богдановича, Янки Купалы, Якуба Коласа.

Вершины азербайджанской литературы в книге «Звёздная горсть»?— это баяты (четверостишия, в которых 1, 2 и 4 строки рифмуются, а 3 не имеет рифмопары), легенды и мифы, героический эпос «Книга нашего отца Горгуда», произведения Хагани Ширвани, Низами Гянджеви, Алекпера Сабира и др.

Сборник узбекской литературы «Смятение праведных»?— своеобразный триптих, представляющий народный героический эпос «Алпамыш», поэму Алишера Навои, давшую название тому, и лирику Бабура (газели, рубаи, двустишия и др.).

Молдавия в томе «Спел про лист зелёный я…» представлена народными песнями, балладами, героическим эпосом, сказками, «Описанием Молдавии» Димитрия Кантемира (отца Антиоха Кантемира), поэзией Василе Александри и Михаила Эминеску.

Иллюстрации к фольклорным и литературным произведениям), предваряющие тексты, создают национальный колорит.

Межкультурный вакуум, возникший на постсоветском пространстве, должен заполниться межкультурным диалогом. Звучавшие на презентации фразы: «Цена любви познаётся благодаря разлуке» и «Слишком долгое оплакивание старых ран более опасно, чем сами раны»?— квинтэссенция новой культурно-политической ситуации.

По результатам XXII книжной ярмарки видно, что спрос на книги из серии «Классика литератур СНГ» высок. Изданные тома будут переданы МФГС и издательством «Художественная литература» в дар учебным и культурно-просветительским заведениям стран СНГ.

В будущем году выйдут из печати тома литератур Казахстана, Армении, Туркмении, Киргизии, Таджикистана. Презентации первых четырёх томов «Классики литератур СНГ» состоятся в ближайшее время в Белоруссии, Азербайджане, Молдавии и Узбекистане.

Анна АПОСТОЛОВА

24.10.2009 19:49:04 — Юрий Александрович Чернецкий пишет:

Просьба к «ЛГ»

Потрясающий проект запущен! Вот только информации о нём в СМИ маловато. Например, не помню, встречал ли таковую в "Аргументах и фактах". Складывается впечатление, что с маркетингом у МФГС серьёзные проблемы… А просьба — к «ЛГ»: дайте, пожалуйста, на своих страницах, на видном месте информацию о том, как могут подписаться на серию граждане не РФ, а других стран СНГ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

О "Хлебе насущном": что не так с современным хлебом и как сделать его полезнее

Что не так с современным хлебом?

Сегодняшний хлеб вовсе не похож на библейский. Ведь он подвергается сильной обработке и производится из генетического штамма муки с высоким содержанием крахмала. Присутствует в нем и возбудитель воспалительных процессов – глютен. Нынешние булочки выпекаются из муки рафинированных зерновых, лишенных клетчатки и питательных веществ. Поэтому они влияют на тело, как сахар. Если хотите сбросить вес или снять проблемы, связанные с воспалительным процессом, избегайте подобных продуктов или сведите их потребление к минимуму.

Идеальная порция зерновых – 150 граммов для мужчин и 100 граммов для женщин. Возможно и больше, если вы – марафонский бегун, но у «среднего» человека дополнительный сахар повышает выделение инсулина и приводит к набору веса и воспалительным процессам.

Несмотря на то, что на упакованной еде можно увидеть надпись «содержит цельнозерновые», это всего лишь означает, что в белую муку или сладкие хлопья добавлено немного цельнозерновой муки. Взглянув на список ингредиентов, вы сразу поймете, из чего на самом деле произведен продукт. Стоит выбирать цельные необработанные зерновые. Покупайте овес, пшеницу или кукурузу в изначальной форме.

Доктор Марк Хайман в книге «Диета Даниила» пишет: «Пшеничный хлеб наших предков современный человек не употребляет. Мы едим «карликовую» пшеницу – продукт генетических манипуляций и селекции с повышенным содержанием крахмала. Человек, создавший эту пшеницу, даже получил Нобелевскую премию! Эта пшеница содержит и глютен – клейкий белок, благодаря которому тесто липнет к пальцам. Он имеется также в ячмене, ржи, овсе, благодаря чему хлеб не разваливается, а тесто поднимается. «Карликовая» пшеница изменила качество и тип глютеновых белков в муке, что привело к более высокому содержанию суперглютена, вызывающего непереносимость и выработку аутоиммунных антител.

Суперглютен проникает сквозь стенки кишечника и попадает в иммунную систему,которая реагирует на него как на нечто чуждое и запускает воспалительные процессы в попытке избавиться от агрессора. При этом страдают и здоровые клетки. Даже низкий уровень глютена на 45 % увеличивает риск инфаркта и на 70 % – рака. Поэтому исключение из рациона продуктов с глютеном может стать мощным способом профилактики ожирения, диабета, других хронических заболеваний.»

Как выявить реакцию на глютен в домашних условиях?

Если вы испытываете отсутствие энергии, регулярное отекание рук и суставов, аллергические реакции на коже, упрямый лишний вес, прыщи, боли в суставах, перепады настроения и бессонницу, менструальные проблемы и многие другие симптомы при регулярном или периодическом употреблении пшеничного хлеба, промышленных соусов, пасты и т.д., вполне возможно, что у вас есть пищевая реакция на глютен. Глютен может также содержаться в некоторых продуктах, где мы совершенно не ожидаем его встретить: косметике, бытовой химии, собачьем корме. Выявить это достоверно помогут достаточно дорогие тесты на пищевые раздражители.

Другой способ — это элиминационная диета, во время которой присходит исключение из рациона основных воспалительных продуктов и наблюдение за самочувствием. Такой способ вы можете попробовать самостоятельно. Это мощный способ выявить причину хронических проблем со здоровьем. В сочетании с детокс программой это может исцелить множество заболеваний, ускорить потерю веса, восстановить гормональный баланс и обновить тело и разум. Очень желательно выполнить фазу исключения после очищения организма, так как сигналы и реакция на пищевые раздражители будут очевиднее. Программы Йога&Детокс™ включает в себя полные инструкции для самостоятельного проведения элиминационной диеты после детокса.

Как сделать хлеб лучше?

Придерживаясь палео или безглютеновой диеты многие отказываются от цельнозерновых круп и переходят на продукты категории «без глютена». Однако, если посмотреть на состав этих продуктов, то большинство из них содержит еще большее количество провоспалительных веществ: рафинированные ингредиенты (белый очищенный рис, картофельный крахмал), сильно повышающих уровень сахара в крови, сахар, консерванты.

Зерновые могут быть частью здорового рациона, но употреблять их следует в ограниченном количестве и после правильной обработки. Например, в процессе проращивания и ферментации происходит расщепление сложного белка глютена, что делает продукты из пшеницы, спелта, полбы и других глютеносодержащих круп намного легче для пищеварения. В конце статьи вы найдете рецепт восхитительных хлебцев из пророщенной пшеницы.

Как повысить качество хлеба:

  • Если вы нормально переносите глютен, лучший хлеб для вас – цельнозерновой ржаной, приготовленный из цельных зерен с добавлением семян льна. Он очень хорош для приготовления горячих бутербродов.
  • Если все-таки хочется обычного хлеба, убедитесь, что он не содержит белой пшеничной муки и сделан из муки грубого помола с добавлением веществ, содержащих белок и клетчатку (орехов, семян).
  • Измените свое отношение к хлебу. Считайте его лакомством и ешьте умеренно – не более одного ломтика в день.
  • Сведите к минимуму употребление вафель, пирожных, пончиков, сушек.
  • Попробуйте крекеры из семян и орехов, но без муки. Лучшие зерновые не содержат глютен.
  • Попробуйте черный рис (известный как «императорский»), коричневый или красный рис, гречу.
  • Готовьте ферментированный хлеб: гречневый, гороховый, пшеничный.

 Хлебцы из пророщенной пшеницы

В одной из статей я рассказывала, как приготовить Реждувелак — легкий ферментированный напиток по рецепту Энн Вигмор, основателя института здоровья Гиппократа. После настаивания напитка остается пшеничный жмых, который можно использовать для приготовления замечательных домашних хлебцев.

Ингредиенты:

  • жмых пророщенной пшеницы после реджувелака
  • щепотка соли
  • куркума по вкусу

Приготовление:

  1. Слейте лишнюю жидкость, добавьте соль и куркуму.
  2. Смажьте противень или фольгу небольшим количеством масла.
  3. Выложите жмых на противень тонким слоем (до 0,5 см).
  4. Разогрейте духовку до 200 C и выпекайте около 20 минут.

Наслаждайтесь!

 

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Instagram Facebook VK

organicwoman.ru

Хлеб в Библии | afmedia.ru

Наиболее древние следы возделывания хлеба найдены в Восточном Средиземноморье и они относятся ко времени докерамического неолита. Это означает, что пшеницу люди стали сеять раньше, чем изобрели керамику и железо. Не случайно в Библии это самый упоминаемый продукт. В книге Бытия хлеб упоминается 56 раз, в Псалтири 23 раза, в Евангелиях 88 раз.

* * *

«В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт, 3-19). Это первое упоминание о хлебе в Библии. «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего» (Быт 14-18). Хлебом Авраам угощает трех ангелов: «Я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы..» (Быт, 18-5) – это третье по счету упоминание хлеба в Библии. За хлеб с чечевицей Исав отдал Иакову первородство (Быт 15-34). С хлебом связана история семи изобильных и семи голодных лет в Египте (Быт 41).

* * *

В Библии закваска служит символом греха и испорченности. Поэтому Иисус пил на тайной вечере сок, и хлеб пекли без дрожжей.

* * *

Значение хлеба в жизни человека невозможно переоценить. С древнейших времен хлеб, хлебные злаки считались основой питания и не случайно — ибо в пшеничных, ячменных, ржаных зернах содержатся все необходимые для жизнедеятельности человека компоненты. Поэтому воспевает Царь и Пророк Давид в Псалтыри: ”Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком, извести хлеб от земли; … и хлеб сердце человека укрепит” (Пс. 103; 14, 15).

Сам Иисус метафорически называет Себя Хлебом Божьим или “хлебом жизни, Который сходит с небес” (Ин 6:33,35,41,50 и след.,58).

* * *

Хлеб становится основой для совершения таинства Евхаристии в Новом Завете. Таким образом, хлеб является не только постоянным продуктом на столе, он присутствует во многих ключевых моментах священной истории. Поэтому можно говорить о сакраментальном, священном значении хлеба, которое в Новом Завете, в Церкви приобрело даже гораздо большее значение, чем ранее.

* * *

Библия также оставила нам много литературных образов и ярких словосочетаний, связанных с хлебом: «В поте лица будешь есть хлеб свой», «Манна небесная», «Не хлебом единым», и т.д. Многократно хлеб упоминается в притчах Христа: «Вышел сеятель сеять…» (Мф 13, 2). «Хлеб наш насущный» — эти слова вошли в молитву «Отче наш». И, конечно, самое главное, «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф, 26-26).

* * *

Любопытно, что, судя по множеству упоминаний о хлебе в Библии, он стоит на первом месте среди других растений.

Слуги мелющие при жерновах в Египте находились в самой низкой социальной нише. Часто этим занимались женщины.

* * *

Хлеб с давних времен был основным продуктом питания израильтян (Быт 3:19; 14:18; 21:14 и др.).

* * *

Согласно “Библейской энциклопедии Брокгауза” (Lexikon Zur Bibel c 1994) “Дрожжи, горьковатое на вкус вещество, состоящее из микроскопических грибков, вызывающих брожение.

afmedia.ru

Хлеб несущий – Газета «Минский курьер»

В Партизанском районе бездомных кормят макаронами с тушенкой и наряжают в дубленки

Щедрые дары вручают нуждающимся в рамках городской акции «Социальный патруль». Как это происходит, выяснили наши коррес­понденты.

Рабочий день у директора Территориального центра социального обслуживания населения Партизанского района Елены Коноплевой разбит на две части. С 9.00 до 18.00 вместе с медиком, милиционером, психологом и юристом она посещает места, где собираются бездомные. Чаще всего это участки возле теплотрасс. Подопечным предлагают чай и вермишель быстрого приготовления, оказывают необходимую помощь.

Затем Коноплева приезжает к Дому ночного пребывания лиц без определенного места жительства. Здесь ее ждут компаньоны.

— Заключили соглашение с благотворительной организацией «Адвентистское агентство помощи и развития «Адра Беларусь», — рассказала директор. — Волонтеры предложили во время акции устанавливать во дворе дома ночного пребывания палатки с полевой кухней для бездомных.

Директор благотворительной организации Андрей Кацал пояснил, что такая идея у него возникла после посещения Варшавы.

— В центре города увидел столы с бесплатной едой, отведать которую мог любой желающий, — рассказал он. — Решил, что подобную практику стоит внедрить и в Беларуси. Для минских бродяг ежедневно готовим 100-200 порций. Сегодня это гороховый суп, макароны с тушенкой, чай и бутерброды. Остатки еды передаем в дом ночного пребывания.

Не успели специалисты установить палатку, как к ней выстроилась очередь. Бомжи так сильно соскучились по домашней кухне, что подходили за добавкой несколько раз. На земле стояли коробки с одеждой.

— Вещи на пункты сбора нашего проекта «Поделюсь добром» приносят минчане, — сообщил Анд­рей Кацал.

Бездомную женщину, одетую в ветровку и рваные сапоги, нарядили в дубленку (на вид — как новую!) и выдали зимнюю обувь. Растрогавшись, бедолага начала плакать. Призналась, что на улице оказалась по глупости.

— Чтобы помочь гражданскому мужу, продала свою квартиру, — вспомнила она. — Но мы поссорились, и он указал на дверь. На руках у меня остались двое детей. Для старшей дочки такой поворот событий стал настоящей трагедией. Она выбросилась из окна, травма привела к инвалидности. Дети не смогли простить меня и прекратили со мной общаться.

По словам Елены Коноплевой, иногда среди людей без определенного места жительства встречаются и те, кто имеет высшее образование.

— Один из наших подопечных, теолог по специальности, рассказал, что его подставили. Мужчину признали виновным в убийстве и приговорили к 15 годам тюремного заключения, — продолжила она. — Пока находился в местах лишения свободы, умерла его мать, за долги забрали квартиру.

Елена Геннадиевна отмечает, что в Партизанском районе зарегистрировано наибольшее количество лиц без определенного места жительства:

— Бездомных со всего города командируют в дом ночного пребывания, который находится на нашей территории. С подопечными работаем круглый год. Стараемся мотивировать их менять жизнь к лучшему. Например, одного из таких бродяг уговорили вернуться к бывшей жене. Получив продуктовый набор к Дню инвалидов, он устроил праздничный ужин для супруги. Сейчас пара очень счастлива.

Другой подопечный растрогал Коноплеву до слез.

— На свою первую зарплату купил бездомным фрукты, — говорит директор центра. — Удивительно, что человек, который сам находится в тяжелом положении, готов помогать другим.

С 23 января акция «Социальный патруль» пройдет в Первомайском районе.

mk.by

О хлебе насущном: необычные виды итальянского хлеба

В Италии о человеке с золотым сердцем говорят «buono come il pane», то есть «хороший, словно хлеб». Хотя в российском коллективном бессознательном звание самого вкусного хлеба гордо несет французский багет (спасибо за дополнительный пиар группе «Белый орел» с их «хрустом французской булки»), итальянские пекари французам мало в чем уступают.

В Италии нет крупных хлебозаводов, хлеб выпекается в небольших пекарнях (panificio), хозяева которых выходят на работу каждый день в пять утра, чтобы в восемь утра свежие буханки появились на прилавках panetteria — местных булочных. При этом, что любопытно, каждый регион Италии знаменит своим хлебом, а некоторые «экзотические виды» итальянского хлеба можно отведать лишь «у него на родине», например, чтобы попробовать на вкус похожие по форме на некого неведомого жителя морских глубин рогалики coppiette ferraresi нужно ехать в Феррару (наш рассказ о городе здесь), а за черным хлебом из оливок pan de molche — в провинцию Трентино. В сегодняшней статье рассказываю о необычных видах итальянского хлеба, внимание, если вы на низкоуглеводной диете, после чтения статьи может возникнуть непреодолимое желание сбегать в ближайшую булочную.

COPPIETTE FERRARESI — ФИГУРНЫЕ РОГАЛИКИ ИЗ ФЕРРАРЫ 

Вот такой чудо-юдо-странный-хлеб продается во всех без исключения булочных городка Феррара, расположенного в итальянской провинции Эмилия-Романья.

Впервые подобный хлеб испекли в Ферраре еще в двенадцатом веке, а уже в 1287 году правитель Феррары Эсте издал устав, диктующий строгие правила производства качественного хлеба. Перечень правил был довольно длинным, но особенно любопытно в нем выглядят пункты о том, что готовую продукцию нужно обязательно накрывать чистой тканью, хлебные печи не должны располагаться на улицах города, чтобы тесто не запылилось, а каждый кусок хлеба должен иметь клеймо пекаря-производителя, дабы, в том случае, если покупатель будет недоволен качеством продукта, он знал кому предъявлять претензии. Вот такая защита прав потребителя.

Правда, в то время феррарский хлеб мог быть самой разной формы, свой же современный странный облик он приобрел только в 1536 году — в честь праздничного ужина, устроенного герцогом Феррары. По случаю карнавала пекари впервые изготовили знаменитый витой хлеб, который был подан на стол Его Светлости, дабы поразить гостей.

Если же говорить об ингредиентах coppiette ferraresi, то помимо пшеничной муки, оливкового масла, закваски, солода и соли пекари Феррары до сих используют при приготовлении хлеба … свиной жир, он добавляется в тесто из расчета 30-40 грамм на 1 кг муки. На вкус хлеб очень напоминает классический рогалик — твердая корочка с нежной мякотью внутри. Считается, что хлеб нужно есть лишь в течение 24 часов после того, как он был испечен, поскольку именно столько coppiette ferraresi сохраняет аромат, будто его только что достали из печи.

ХЛЕБ АЛТАМУРА (PANE DI ALTAMURA) — ТВЕРДЫЙ ХЛЕБ ИЗ АПУЛИИ

Знаменитые здоровенные буханки (итальянцы их любят сравнивать со старинными шляпами) с твердой корочкой и нежной мякотью — специалитет провинции Бари, но сегодня этот вид хлеба можно купить в любом городе Италии, ибо он очень популярен, и именно его чаще всего подают в ресторанах в качестве сопровождения к прошутто и салями.

Обычно считается, что хороший хлеб — это свежий хлеб, но pane di Altamura это правило опровергает прямым образом. Дело в том, что этот вид хлеба относится к так называемым «твердым хлебам», то есть при его производстве используется мука из особого очень твердого сорта пшеницы, культивируемой в окрестностях города Альтамура, собственно, имя города и дало название хлебу. Помимо знаменитой муки из Альтамура при производстве теста используется натуральная закваска из дрожжей, теплая вода и морская соль. Тесто созревает около 3-4 часов, а выпекают хлеб в дровяной печи при температуре 200°- 300° в течение часа.

Именно из-за особенной муки хлеб Альтамура хорош и свежим, и черствым. В первые дни тесто хлеба под твердой корочкой очень нежное, некоторые даже отмечают, что вкус его немного напоминает ваниль, а вот через пару дней оно становится плотным, но при этом не менее вкусным. Считается, что свежий хлеб Альтамура идеален с твердыми сырами, а подсохший — с салями, прошутто и оливковым маслом.

ГРИССИНО (GRISSINO) — ХЛЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ ИЗ ТУРИНА

Хрустящие хлебные палочки очень часто подают во многих ресторанах Италии в качестве caperto — хлебной закуски, которую ставят на стол, пока гости ресторана ждут заказанные ими блюда. Тесто для гриссино готовят из пшеничной муки, воды, дрожжей и топленого свиного сала.

Хотя сегодня гриссини распространены повсеместно, родословная у хлебных палочек — благородная. Изобрели их в Турине в 1679 году. Придумал идею гриссино пекарь Антонио Брунеро по заказу королевского врача Теобальто Пеккьо. Дело в том, что король Виктор Амадей Второй имел много проблем с пищеварением и не мог переваривать хлебный мякиш. Именно для того, чтобы Его Величество не страдал от отсутствия сложных углеводов, пекарь Антонио Брунеро и изобрел рецепт гриссино.

Вообще гриссини всегда любили монаршие особы, например, сардинский король Карл Феликс обожал хрустеть ими во время посещения театров (представляете, как это бесило окружающих?), а Наполеон даже наладил регулярные поставки гриссини из Турина и Париж, ну, не мог Бонапарт жить без хрустящих хлебных палочек.

PANE CARASAU — «НОТНАЯ БУМАГА» САРДИНИИ

Тонкие лепешки, название которых переводится как «нотная бумага» — главный хлебный специалитет Сардинии. Особенность pane carasau в том, что хлебные листы выпекаются не за один раз, они отправляются в печь дважды, только таким образом можно получить тонкие, словно бумага, хлебные листы высокого качества. Подразделяются pane carasau на разные виды и в зависимости от того, мука на основе чего используется для его приготовления: высший сорт — хлеб из пшеничной муки, низший — из ячменной муки или отрубей, в старину такой хлеб ели бедняки.

Процесс приготовления хлебной «нотной бумаги» долог и многоступенчат, в старину над одной партией pane carasau трудились все женщины семьи. Заводили дрожжи еще до восхода солнца, тесто заквашивали, месили и нарезали на тонкие листы на рассвете, в первый раз хлеб отправлялся в печь утром, а второй, финальный этап выпечки хлеба в печи происходил уже в обед. Конечно, при современных технологиях процесс приготовления pane carasau проходит менее энергозатратно, но он по-прежнему долог и кропотлив.

PANE AZZIMO — ИТАЛЬЯНСКАЯ ВЕРСИЯ МАЦЫ

На самом деле pane azzimo или пресный хлеб —  самый древний вид итальянского хлеба, считается, что его готовили еще до открытия дрожжей. Вода и пшеничная мука были и остаются основными ингредиентами для приготовления pane azzimo, а запекали тесто в древности следующим образом — его помещали в горячую золу или же на разогретые камни.

Сегодня pane azzimo считается в Италии классическим диетическим хлебом, кстати, еще одна особенность итальянского пресного хлеба — при его приготовлении никогда не используется соль, объясняется это опять же приверженностью итальянцев к традициям, ведь в древности соль была очень дорогим продуктом.

PAN BISCOTTO VENETO — ВЕЧНО СВЕЖИЙ ХЛЕБ ИЗ ВЕНЕТО

Специалитет региона Венето pan biscotto или «хлеб-печенье» к печенью в российском понимании никакого отношения не имеет. На вкус — классический сухой белый хлеб с твердой корочкой, которую так приятно ломать.

Уникален хлеб потому, что он остается пригодным к употреблению в течение очень длительного времени: от двух недель до нескольких месяцев, в старину уже приготовленный pan biscotto хранили дома в теплой печи, а моряки брали удивительный хлеб c собой в дальние странствия.

В составе теста — мука со средним содержанием клейковины и дрожжи. Созревшее тесто запекают в печи дважды: вначале при температуре 220 °- 230 ° до тех пор, пока тесто не пропечется примерно на две-трети, и не допуская образования корочки. Затем хлеб извлекается из печи, ему дают остыть на свежем воздухе, а после повторно помещают в печь, разогретую до 140 °, примерно на 15 минут. Кстати, с pan biscotto связан еще один любопытный момент, венецианцы часто дают кусочек этого хлеба младенцам, в то время, когда у малышей режутся зубки, считается, что pan biscotto помогает зубкам прорезаться без лишней боли.

PAN DE MOLCHE — ЧЕРНЫЙ ХЛЕБ ИЗ ОЛИВОК

В финале о самом необычном итальянском хлебе, pan de molche — хлеб из провинции Трентино, точнее из той части провинции, что расположена близ озера Гарда. Дело в том, что в этом районе производится очень много оливкового масла, а остатки, остающиеся после отжима оливок, крестьяне со старинных времен приучились не выбрасывать, а использовать для приготовления хлеба.

В остатки добавляется пшеничная мука, соль и дрожжи, из этой смеси и изготавливается тесто для хлеба. Цвет у продукта — черный, отличается хлеб интенсивным запахом оливок, а на вкус — горький, так что это еда на любителя. Зато сытно, а в старину это было главным моментом. Кстати, свое название pan de molche получил как раз из-за остатков оливок, их на местном диалекте называют molche.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Поделиться с друзьями

Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

   Вам также может понравиться   

prevnext

   с нами в pinterest   

trip-point.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *